Китай в первые десятилетия 20 века это непрерывные конфликты в провинциях, калейдоскоп имен разных полевых "батек" на китайский лад, сменяющих друг друга в беспрестанной войне, когда вялой, когда вспыхивающей, подобно пороховой бочке. И все это на фоне грызни более крупных формирований и геополитического противостояния мировых держав за свои интересы в регионе.
Провинция Синцзян привлекала, в частности, Японию, активно сподвигавшую мусульман-уйгуров и дунган на восстания против правящего режима. Особых усилий для этого и не требовалось - идеологического и религиозного заряда уйгурам и дунганам хватало, а также следует отметить, что "князек", правивший провинцией, обложил народ такими поборами, что к религиозным противоречиям добавилась и неудовлетворенность условиями жизни граждан уйгуров. В общем, поводов было достаточно и нужны были лишь поставки оружия, и боеприпасов. Вполне естественно, это не устраивало СССР, имевший свои представления о том, какой должна быть обстановка на его восточной границе.
В Синцзяне проживали русские казаки и крестьяне, осевшие в Китае после Гражданской войны. Многие с семьями. Во время особенно сильных волнений, которые начались в начале 1930-х, именно они оказали настоящее сопротивление повстанцам. Руководил ими талантливый боевой офицер, бывший белогвардеец, Павел Папенгут, который организовал отряды казаков и поддержал правительство. Во главе повстанцев, кстати, был тоже довольно опытный офицер - кавалерийский генерал-мусульманин, Ма Чжунин.
*примечательно, что обе стороны заявляли о верности правительству Чан Кай Ши, однако, Ма Чжунин, пользуясь удаленностью провинции и в угоду собственным амбициям, явно был намерен стать в Синцзяне непререкаемым авторитетом и властью.
Я намеренно не буду приводить здесь детали нескольких крупных сражений и множества мелких стычек. Силы сторон были довольно малочисленны. У русских было 2000 штыков и сабель, плюс несколько тысяч человек китайских частей. Силы повстанцев варьировались: постоянным ядром были 5 тысяч бойцов, но иногда, в более поздней фазе войны, число сражающихся уйгуров и дунган доходило и до 30 тысяч. Ма Чжунин объявил джихад против неверных и это лишь подлило масла в огонь. Быстрым налетам конницы повстанцев солдаты Шен Шицая (правителя Синцзяна) оказать настоящего сопротивления не могли. Известен эпизод, когда отряд в 2000 повстанцев разбил 10-тысячное правительственное соединение.
Только русские части могли остановить противника. Никакой китайский опыт боевых действий не мог сравниться с опытом Мировой и Гражданских войн, и солдатским мастерством, имевшихся у казаков Папенгута.
Пулеметные расчеты белых выкашивали конницу повстанцев целыми рядами. Оборона русских выстраивалась настолько грамотно, что даже будучи вынужденными дробить свои малые силы, они в течение долгого времени одерживали верх почти во всех столкновениях с отрядами Чжунина.
И, все же, малочисленность, а также стабильная помощь Японии и Британии повстанцам, сказывалась... Добавлю еще, что Шен Шицая беспокоила возросшая популярность Папенгута и он, плел против полковника интриги. В общем, в один прекрасный день, Папенгуту это надоело, и белые взяли да и сменили "начальство", поставив править другого губернатора, из китайцев же.
Боевые действия продолжались, а также возросла и дипломатическая активность. В результате переговоров, советскую границу с Синцзяном пересекло крупное воинское формирование: "Алтайская Добровольческая армия", в которой были царские форма, звания и знаки различия, но которая имела новейшее советское вооружение, включая танки и самолеты. Два армейских полка и два полка ОГПУ - общей численностью 7 тысяч человек, включая группу военных советников, в т.ч. будущего маршала Рыбалко. (кому интересно, посмотрите, какой у Рыбалко в Китае был псевдоним... я опасаюсь его приводить здесь)
Об исходе конфликта, думаю, смысла писать нет. Несмотря на какие то протесты со стороны покровителей Ма Чжунина о реальном советском военном участии, МИД СССР хранил гордое молчание, периодически заявляя, что... ну, в общем, нет там никого.
Добавлю лишь, что эти события стали единственными, когда белые и красные солдаты сражались плечом к плечу против общего врага.
А что же Папенгут?..
Бывший царский офицер и руководитель русских боевых отрядов в Синцзяне, Павел Папенгут, был арестован ОГПУ по обвинению в перевороте (да-да, за то, что дал пинка под зад бестолочи-губернатору) и расстрелян. Это произошло почти в самом начале участия советского контингента в боевых действиях.
Некоторым белым офицерам, скорее всего, тоже не нравилось, что Папенгут стал стремительно популярен. Сам полковник неоднократно заявлял о непримиримости своей позиции к советской власти. Казакам была обещана амнистия в СССР и для них это оказалось важнее судьбы командира.
Наверное, что-то можно понять. Что-то можно было бы добавить и о чем-то еще поговорить, но предпочту уже помолчать.
Спасибо за прочтение.