Найти в Дзене
ИнтеллектоR

Негламурная тема-2: паразиты и церковь.

Мемо ди Филипуччо, Супружеская ванна, около 1320 г. фреска, городской музей Сан-Джиминьяно.
Мемо ди Филипуччо, Супружеская ванна, около 1320 г. фреска, городской музей Сан-Джиминьяно.

Лично я побаиваюсь апологетов секты «Изгони из себя глистов». Эти люди с горящими глазами будут долго и многословно пугать вас жутким количеством фауны, оккупирующую ваши мышцы, кости, мозг и кишки. Потом вам непременно подробно расскажут рецепты и волшебные методы изгнания злого глиста. После подобных монологов начинаешь с большим подозрением рассматривать свою пищу или содержимое унитаза, и даже слово «бифидобактерии» заставляет вздрагивать…

В продолжение темы о паразитах в средние века (ссылку на первую часть см. в конце) естественно полагать, что духовенство проживало в тех же самых антисанитарных условиях.

Henry Stacy Marks .Good Work.
Henry Stacy Marks .Good Work.

Для верующих средневековья паразиты (как те, которые поражали живых, так и те, которые поглощали мертвых) были популярным центром внимания, поскольку они служили важным напоминанием о слабостях плоти. Папа Иннокентий III о страданиях человека включает раздел «О разложении мертвого тела», в котором сравниваются живые и мертвые: «В жизни он произвел вшей и ленточных червей; после смерти он будет производить червей и мух ».

А в стихотворении «Betwyx We Body and Wormes», включенном в картезианский сборник начала 15-го века, черви издеваются над трупом: «У вас на руках были черви и блохи / Или вши и гниды в ваших волосах каждый день, / также желудочные черви, чтобы мучить вас во всех отношениях.»
Кардинал Бессарион в молитве у реликвария. Джентиле Беллини 1473, 102.3×37.2 см
Кардинал Бессарион в молитве у реликвария. Джентиле Беллини 1473, 102.3×37.2 см

Самые набожные христиане не только думали о паразитах, но и воспринимали их как часть своей повседневной жизни. Многочисленные врачи отмечали восприимчивость духовенства к паразитам, включая Джона Гаддесдена, которому было ясно, что религиозные люди склонны к вшам из-за отсутствия ухода за телом. Бернард Гордон обвинил их в потреблении флегматичной и меланхоличной пищи. Средневековая литература пестрит примерами монахов и монахинь, которые обеспокоены вшами. В 12-м веке в поэме Planctus monialis молодая монахиня жалуется на трудности своей жизни и просит молодого человека переспать с ней. Среди ее проблем были негигиеничные условия, в которых она была вынуждена жить: «Одеяние, которую я ношу, тёмное, нижнее белье не свежее, из грубой нити… от моих нежных волос пахнет грязью, и я терплю вшей, кусающих мою кожу.»

Благословение Юстиниана. Джентиле Беллини 1465, 221×155 см
Благословение Юстиниана. Джентиле Беллини 1465, 221×155 см
Спустя столетие до этого Цезарий из Хейстербаха рассказал историю о рыцаре, который не хотел становиться монахом из-за «вшей, наполняющих ваши одежды»; Цезарий признает, что «шерстяная ткань таит в себе много паразитов». Рыцарь стыдится признания, когда его спрашивают, как храбрый солдат может так бояться вшей, что рискует своим спасением. Спустя некоторое время нового монаха спрашивают, преодолел ли он свои страхи? Он заявляет, что: «Если бы все вши всех монахов во всем мире были сосредоточены на моем едином теле, они не должны кусать меня во славу Ордена». Его новый взгляд показал, что он принял монашескую жизнь.

Личные паразиты были не проблемой, которую нужно преодолеть, а способом продемонстрировать и развить преданность Богу.

Процессия реликвии Святого Креста на площади Сан Марко 1496. Джентиле Беллини.
Процессия реликвии Святого Креста на площади Сан Марко 1496. Джентиле Беллини.

На протяжении всего средневековья святые мужчины и женщины игнорировали общепринятую гигиену и поэтому страдали. Лоуренс Субиако, отшельник 13-го века, носил кольчугу, которая постоянно рвала его плоть и была «полна вшей», в то время как святая Маргарет Венгрия (доминиканская монахиня королевского происхождения) отказалась мыть волосы, чтобы она могла претерпевать страдания от вшей. Доминиканский мистик 14-го века Генри де Сусо носил прическу, и его часто «мучили паразиты»; в конце концов, он стал носить кожаные перчатки с острыми гвоздями, торчащими наружу, так что, если он попытался почесаться во сне, он бы царапал себя. Даже богатые и влиятельные церковники практиковали эту форму мученичества, скрывая свои покаянные одежды (и существ, которые в них жили) под своими великолепными облачениями.

«Триумф св. Фомы Аквинского над еретиками» (фрагмент), Филиппино Липпи, 1489–91, фреска в Санта-Мария-сопра Минерва, Рим.
«Триумф св. Фомы Аквинского над еретиками» (фрагмент), Филиппино Липпи, 1489–91, фреска в Санта-Мария-сопра Минерва, Рим.
После того, как Томас Бекет был убит в своем соборе, очевидцы описывали:
«Его нижнее белье из козьей шерсти кишело изнутри и снаружи мелкими блохами и вшами, покрывавшими его повсюду большими пятнами, так жадно нападая на его плоть, что это было не что иное, как чудо, что он мог терпеть такое наказание.»

Монахи интерпретировали этих паразитов как форму мученичества. Во время расследования канонизации Томаса Кантилупе его слуги сообщили, что его постельное белье и одежда были полны вшей. Один утверждал, что их было целая кучка. Другой сказал, что он никогда не видел так много вшей, ни на нищих, ни на богатых.

18 ноября 1095 года в городе Клермон-Ферран графство Овернь королевства Франции папой римским Урбаном II был созван церковный собор для решения церковно-административных и церковно-политических вопросов. Итогом собора было начало Крестовых походов .
18 ноября 1095 года в городе Клермон-Ферран графство Овернь королевства Франции папой римским Урбаном II был созван церковный собор для решения церковно-административных и церковно-политических вопросов. Итогом собора было начало Крестовых походов .

Для Томаса Бекета, Томаса Кантилупа и многих других средневековых святых мужчин и женщин, которые всю свою жизнь проводили в зуде и почёсывании, паразиты служили формой аскетизма - способом дисциплинирования своих тел, таким как пост или покаяние. Тем самым доказывалась глубина веры. В позднем средневековье духовная идентичность в значительной степени основывалась на идее, что духовенство отличалось от мирян. Это различие было наиболее очевидно отражено в папских запретах на клерикальный брак и клерикальное насилие, а также в ношении отличительных облачений. Но, возможно, духовенство, и особенно монашеские ордена, отличались своим отношением к паразитам. Большинство средневековых людей, если они заражены, будут лечить своих паразитов и ожидать, что это лечение сработает. Отношение церковнослужителей к этому вопросу, вполне вероятно, было другим.-----------------------------------

Интересуетесь средними веками и сексом? Читайте ещё :
Пара слов о похоти
Игра полуфинала : венецианские дожи против геев
Средневековые комиксы про детство Иисуса
Был ли феминизм в Средневековье?
Негламурная тема: паразиты в средние века. Часть 1.
Смертельные хроники Тёмных невест.
5 неизвестных вам фактов о Средневековье.
Ещё 5 неизвестных вам фактов о Средневековье. Часть 2.
Как защищались наложницы: заговор против садиста-императора.
А ЗДЕСЬ НОВЫЕ, УВЛЕКАТЕЛЬНЫЕ И РЕДКИЕ МАТЕРИАЛЫ
---------------------------------------------------------------
-8
Ого! Спасибо, что добрался до конца, аккуратный читатель! Подпишись на канал ИНТЕЛЛЕКТОR и почитывай дальше всякую интересную всячину. И благодарю за лайк! Ваше мнение о прочитанном - в комментариях - мне очень интересно.