Заключение брака с индийцем – отдельного рода эпопея. Сбор папочек для того, чтобы государство выдало бумажку, разрешающую вечно спрашивать друг у друга, чем угощаемся на ужин, пока смерть не разлучит до следующего перерождения, займёт уйму времени и средств.
Я начала за полгода подачу заявлений на сбор справок, что я не замужем, получение апостилей (стандартизированная форма заполнения сведений о законности документа) и юридический перевод. Классика ходьбы по кабинетам и банкам, сами знаете. Справка с почты, что ты – не верблюд, справка от ИГИЛ, что ты - не их член.
Юридический перевод мне обошёлся очень дёшево. Оплатила, получается, лишь нотариальное заверение, потому как сработали чекистская выучка и профессиональный перекос.
У нас в Якутске на то время одна контора этим занималась, аккурат возле института, где я работала. Беру я перевод и недрогнувшей рукой исправляю 17 ошибок. Переводчица обижается на меня: "У меня первый язык немецкий вообще-то, а не английский". Хозяйка велит той жестом остановиться – не на зачете, в конце концов - и молча из кассы возвращает мне купюры.
На самом деле, не только чекистская выучка и не замашки шкраба меня толкнули к ленинскому «контроль, контроль, контроль», а случай в банке «ВТБ24». Не знаю, как сейчас, а тогда они принимали госпошлины. Попала я к молодому человеку в хорошо выстиранной рубашке. Имя у него было замысловатое: то ли Софрон, то ли Тимур, то ли Платон. Словом, что-то древнее, веющее музейной монолитностью и основательностью.
Софрон-Тимур-Платон нечасто раньше видел слово "апостиль". Поэтому с непривычки написал его "опостель". "А-по-стиль", - продиктовала я. "А-по-стол", -старательно написал Платон.
Апостол по платежному поручению через кассу номер один обходился всего, кажется, в тысячу рублей. Недорого, сегодня акция. Иуда в подарок при покупке двух.
Платон испохабил восемь раз бумагу, и я спросила: "Вы в (ф) БГУЭП[1] учились?" (филиал вуза, нынче потерявшего аккредитацию.) Лицо Платона озарила вспышка праведного ветхозаветного гнева, потому что филиал имел славу заведения, которое всем выдаст по диплому.
Напрасно, конечно. Там полно умниц учились, но все же. Имидж - такое дело. Да и Платона я спросила на случай, если ему читала какую-нибудь микроэкономику, и он не смог сдать с первого раза, а теперь мстит.
"Нет!" - отрезал Платон и от возмущения написал "апостиль" без ошибок. В минобре (министерстве образования) мне сказали, что сумма немного выросла, информация на сайте не соответствует действительности, надо доплатить. Тут вот ВТБ24 совсем рядом, знаете, это быстро.
На счастье Платона, который прищуром отметил моё второе пришествие, я попала к девушке. И эпопея с апокрифом от Платона продолжения не имела.
В Индии регистрация брака с иностранцем требует определённого числа бумаг, перечень которых зависит от штата, города, проворности нанятого юриста, настроения сотрудника министерства брака, положения звёзд и насыщенности чая на завтрак у клерков в суде. Если вы залезете на любом русско-индийском форуме в ветку "документы на регистрацию брака", то там будет приведён небольшой перечень основных документов, дополненный личными историями крестовых походов на систему. Не угадаешь, что надо для этой чертовой регистрации брака! Кафкианские замки. Козьи тропы. Загадки Сфинкса. Сцилла и Харибда.
Нанятый нами юрист отработал гонорар от и до: он собирал документы, звонил во все телефоны, ходил с нами за ручку в суд (эквивалент ЗАГСа).
Одной бумаги, что ты незамужем у себя на родине, мало. С мужа потребовали школьный аттестат с оценками, а у меня, за неимением, был диплом специалистки. Тот самый, с апостилем от Платона. Яркий пример ретроградам, которые - "зачем девке образование?" А вот зачем. Захочешь за принца бурухтанского замуж, а шиш тебе без образования, а не принц.
Адвокату мой диплом очень понравился. Он похвалил качество бумаги. Он же не знал, что я его в далёком 2003 году заламинировала от большого ума, а спустя десять лет утюгом извлекала, сделав жирным, как воском пропитанным. А то так бы и осталась без работы и семьи. Мужа пожурили, что не очень хорошо учился, но ладно, так и быть, женись, раз деваха хочет.
В суде документы нам возвращали дважды. Первый раз потребовали, чтобы мы подали объявление в специальные государственные газеты, мол, Никхилеш с улицы такой-то и Нарина с улицы Чирншэфска (угадавшей название моей родной улицы - приз в области поясницы!) пожениться хотят, и, ежели у кого возражения или информация, что они паскуды двоесупружные, то пишите по адресу: дом Кришны, у дороги Вишну, поворотя налево, чиновнице с родинкой на подбородке. Все претензии принимаем три недели со дня публикации".
Для стимуляции процесса (публикация допустима только в четырёх газетах республики), муж попросил о помощи могущественного папу лучшего друга. Папа вмешался, объявление вылетело со скоростью пули. Хватаем газету, и обратно за свидетельством, а нам и говорят: "Пожалуйте разрешение на брак. Надо, чтобы барышня бумажку оформила, что её государство не против брака с иностранцем. А то немцам вне Германии жениться нельзя". У меня брови слились с причёской. Про немцев до сих пор не знаю - правда или нет. Да и при чем тут немцы, когда я – гражданка Российской Федерации? Клерк, вероятно, знания почерпнул из учебника за 1940 год, когда Германия билась за чистоту крови, кто знает. Я тычу пальцем в отечественный семейный кодекс, в строку про добровольное желание, но клерка с толку не сбить. Скажи спасибо, что разрешение отца и брата не требуем, а то разбаловалась в своей матриархальной Европе!
И мы полетели в наше консульство по месту жительства, в Мумбаи. Консул несколько растерялся, потому что никто и никогда таких бумаг и справок не просил, и выдвинул версию, что клерк взятку хотел, а не разрешение. Тем не менее, взял чистый лист написал: "Со стороны Российской Федерации возражений к браку такой-то нет". Печать, подпись. Самая дорогая справка в моей жизни. Из-за стоимости перелета и гостиницы.
Бумаги в суде приняли, стали мы ждать ответа от министерства. Позвонили. Говорят, ищите четырёх свидетелей вашего счастья и приходите в понедельник, министр все подпишет. Нашли мы свидетелей, вовремя явились, а министра услали усмирять толпы непокорных бедняков, которые восстали. На месте их привычного ночлега добрый и красивый премьер-министр Моди захотел мост строить.
Приходите завтра.
Долго ли, коротко ли, дождались министра. А нам и говорят: "Фото давайте совместное, но как на паспорт форматом". Пошли в фотоателье сниматься. А мне смешно стало, так смешно. Я смеюсь и перестать не могу. И фотограф снять не может, потому что на снимке одни десны мои сушатся рядом с супружником. Нервическое что-то. Муж локтем тычет, дескать, соберись.
Взяла я себя в руки и сделала лицо, с каким к первой паре ездила к 8-00 в общественном транспорте. Поэтому на единственном свадебном фото у мужа лицо человека, победившего головную боль и обретшего облегчение, а у меня - будто я судьбу генерала Карбышева повторяю, Дмитрия Михайловича. (Его фашисты холодной водой на морозе пытали).
А потом мы взяли наше свидетельство и пошли в кафе. Муж съел самосу с картошкой, я - кусок торта. В уме оба прикинули, сколько потратили на оформление семейного счастья, и радостно прижались друг к другу, дорогие, практически бесценные люди!
[1] Филиал Байкальского Государственного Университета Экономики и Права в г.Якутск. На данный момент не существует.