Найти тему
Сила Бизнеса

"Как я кафе открывал"

Продавая свои ларьки с шаурмой, я снова задумывался над новым бизнесом. Для меня было важно, чтобы проект отвечал следующим требованиям:

– Одна торговая точка, но прибыльная.

– Стабильная прибыль.

– Удобство в контроле.

– Актуальность для потребителя.

От момента, когда я осознал, чего хочу на этот раз, и до находки помещения прошло 4 месяца. Свободных денег у меня тогда не было, а последние торговые точки шаурмы я пока ещё не продал. Повторюсь, я искал новую идею в процессе, пока одно не продал, а другое не открыл. В это время как раз сносили мои три ларька, поэтому со средствами было туго. Как только я определился, что хочу и где должен располагаться новый бизнес, оказалось, что денег не хватает. Но я точно знал, что через месяц они у меня появятся.

И тут появилась идея – открыть кафетерий на вынос в бизнес-центре. Я собирался объединить усилия с товарищем, который тоже давно хотел заняться предпринимательством. Но у него было не больше 150 тысяч. У меня свободных средств вообще не имелось, всё в акциях и оборотных на бирже. Это – неприкосновенный пакет. А на открытие кафетерия требовалось 300 тысяч. Следовательно, я должен был где-то найти 150 тысяч.

Я позвонил своему второму товарищу, который откладывал на покупку жилья. Его сбережения хранились на обычном счёте дебетовой карточки. Ну да ладно, это его дело, где и как копить. В данной ситуации мне это было только на руку. Я попросил у него 150 тысяч в долг на 2 месяца, с условием возврата 200 тысяч. Таким образом, он получил бы 50 тысяч чистой прибыли за 2 месяца. Опять-таки, ни один банк подобного не предложит. Естественно, он согласился и дал мне взаймы.

В течение недели кафетерий был открыт. А так как это БЦ, по выходным там совсем не требовалось работать. Соответственно, мне достаточно было одного сотрудника. Это позволяло сэкономить на ФОТ (фонде оплаты труда). Работа началась, оборот пошёл, но не настолько хороший, как я ожидал. На первом этаже бизнес-центра располагались только мой кафетерий и пиццерия. Ах да, там была ещё столовая, в которой продавали сосиски в тесте со вкусом протухшего месяц назад крокодила.

Наш кафетерий предлагал отличный кофе по вполне доступной цене, сэндвичи, салаты, десерты. И всё свежее, поставка приходила каждое утро. Но почему-то у нас не особо покупали, даже просто кофе. Я был в недоумении. Бизнес-центр заполнен на 80 %, а это 12 600 сотрудников. По логике, хотя бы 10 % служащих должны заходить в кафетерий. Я ожидал общего оборота не менее 126 000 р., из расчёта среднего чека на 100 р. (хотя фактически он был больше). Однако выручка в первый месяц составила 90 000 р. Это с учётом себестоимости продукции и зарплаты сотрудника.

В первый месяц получилось всего 10 тысяч прибыли, то есть по 5 тысяч на каждого партнёра. Естественно, это абсолютно не устраивало ни меня, ни моего товарища. Мы решили изменить что-нибудь. Взяли месяц на то, чтобы вытянуть эту точку. Начали действовать – закупили меловые доски, красочно нарисовали на них мелками супер-акцию. Приобрели морозильный ларь для мороженого. Тогда стояло лето, поэтому мороженое оказалось весьма кстати.

Я создал листовки, распечатал их в ближайшей типографии по цене 2 рубля с копейками за 1 листовку, что было довольно дорого. Поскольку и партнёр, и я работали на основной работе, листовки пришлось раздавать до или после окончания рабочего дня. Наша цель была – увеличить продажи кафетерия в 4 раза.

Бизнес-центр располагался недалеко от метро, минутах в десяти ходьбы. Перед зданием был весьма активный пеший трафик. Мы поместили у входа в БЦ небольшую вывеску со спецпредложениями. Любой прохожий мог просто зайти, купить и выйти, так как наш кафетерий находился при входе. Если войти в главную дверь БЦ, слева будет проходная и охрана, а справа – сразу кафетерий. Кофе готовился в рожковой кофемашине, каждая порция – вручную. Все эти факторы прямо кричали: «Тут будут деньги!».

И знаете что вышло? На вторую неделю кафетерий заработал 100 тысяч, по итогу третьей недели у нас уже было 280 тысяч. К концу месяца активной работы в кассе собралось 370 тысяч. Чистая прибыль составила примерно 230 тысяч. Но, к сожалению, случилось то, чего я никак не ожидал.

Я слышал об этом прежде, но не думал, что это происходит так часто. У нас с товарищем пошли разногласия относительно процесса управления. Более того, возникли претензии типа: «Я на это кафе больше времени потратил». Действительно, я мог тратить чуть меньше времени на этот кафетерий, чем мой партнёр.

Ведь у меня тогда была ещё основная работа, и в тот момент я уже начинал искать покупателей на «шаурму». В процессе конфликтов я понял – с партнёром придётся расстаться. Если после двух месяцев совместной работы у нас уже пошли споры и делёж, лучше всё прекратить сразу. Хотя за третий месяц мы с ним заработали по 130 тысяч. Но решение было принято – мы продадим кафетерий, как готовый бизнес. Причём, я придерживался твёрдой позиции – продать следует ни мне, ни ему, а совершенно постороннему человеку.

Я выставил бизнес на продажу по цене 600 тысяч. Покупатель нашёлся буквально за два дня. Что называется, урвали лакомый кусок. Я понимал, что стоимость мала для такой прибыльности. Адекватной ценой было бы полтора-два миллиона, причём, предприятие окупилось бы за год-полтора. Это нормально. Но опять какой-то внутренний голос подсказывал мне, что продать нужно в 2 раза дороже, чем мы вложили, этого достаточно. Совесть не позволила мне задрать цену выше. Хотя разумом я понимал, что это следовало сделать.

В итоге за 2 месяца активной работы я заработал 235 тысяч – с учётом того, что я отдал долг товарищу с обещанными 50 тысячами процентов. Не миллионы, разумеется, хотя можно было бы получить и больше, продав прибыльный бизнес за достойную цену. Я принципиально не хотел, чтобы мой компаньон заработал больше. Как я уже говорил выше, бизнес не терпит жалости и скорби. Бизнес должен быть жёстким и требовательным. Слабые духом люди чаще всего прогорают. Я глубоко убежден, что можно и без жёсткости, и без чрезмерной жалости. Следует просто руководствоваться принципом «Справедливость всегда и во всём». Это позволит и успеха добиться, и людей не подставить, и себя не дать в обиду. Принцип справедливости требует быть объективным в любой ситуации, даже если что-то складывается не в твою пользу. Принцип справедливости помогает сохранять честность и открытость, в первую очередь, перед самим собой, а также ни в чём не давать себе спуска.

Будьте справедливы! Всегда! Во всём! Если человек не заслужил заработать больше здесь и сейчас, то почему, я должен позволить ему нажиться благодаря моим знаниям?

Все идеи по увеличению оборота предлагал я. Всё, что помогло нам добиться дополнительной выручки, было придумано и внедрено мной. То, что мой компаньон просто «находился» в кафетерии больше времени, чем я, никак не влияло на увеличение оборота. Да, он участвовал косвенно – листовки раздавал, кофе делал, иногда даже чеки пробивал. Но что придумал он, чтобы увеличить оборот? Ничего, ноль, пустота. Так почему я должен выставлять бизнес на продажу за полтора миллиона, и потом делить с ним эти деньги пополам?

Более того, продажей кафетерия, ведением переговоров с покупателями, а также оформлением ИП и работой с налоговой инспекцией – всем этим занимался тоже я. Как-то несправедливо получается! С другой стороны, почему бы не продать бизнес этому компаньону за те же 1,5 миллиона? Простите, нет! Тут дело принципа – не дать ему зарабатывать на том, что приносит деньги благодаря моим навыкам. Более того, денег у него не было, и он мне даже предлагал рассчитаться со мной в течение года. Сорри, но нет, это принципиальная позиция. Почему я не выкупил кафетерий у него за те же 600 тысяч? Согласитесь, это было бы тоже не совсем корректно с моей стороны, ведь мы начинали это дело вместе. Раз пошла такая волна, то и он, и я должны одновременно выйти из этого бизнеса с равными долями. Можете не соглашаться, но это моё сугубо личное мнение по данному вопросу.

Всем должно воздаваться по справедливости. Тогда и столько, сколько человек заслужил.

Что я приобрёл за эти 2 месяца:

– Опыт взаимодействия с партнёром.

– Навык увеличения продаж более, чем в 3,5 раза.

– Понимание необходимости договора о деталях совместного участия в бизнесе. Ещё лучше – заранее прописывать доли на бумаге, даже если бизнес изначально кажется мелким.

– Навык создания макетов для листовок и наружной вывески (раньше я всегда заказывал макеты).

В моей книге "Делать как Я" Вы можете подробно ознакомиться со всеми моими ИП начинаниями.

А так же Вы можете поучаствовать в сборе средств на книг по экономической грамотности детей перейдя по ссылке ТУТ

-2