Найти тему
NO NEWS

Почему Путин лучше Брежнева?

Совокупное правление Владимира Путина (с учетом президентского срока Дмитрия Медведева) сопоставимо с правлением генсека Леонида Брежнева (1964-1982) – оба из обозначенных политиков почти ДВАДЦАТЬ лет лет находились на вершине власти.
В рамках обозначенной статьи предпринята попытка максимально системно сравнить специфику правления и политико-экономическое наследие, оставленное рассматриваемыми лидерам


ПРИХОД К ВЛАСТИ И СТАРТОВЫЕ ПОЗИЦИИ


Леониду Брежневу власть над огромным Советским Союзом досталась, строго говоря, после аппаратного фиаско предшественника, Никиты Хрущева, отодвинутого сплоченной коалицией высшей номенклатуры (1964). В свою очередь, Владимир Путин стал главой Российской Федерации на основании победы в президентских выборах 2000 года.
Брежневу «в наследство» от Сталина и Хрущева досталась одна из двух сверхдержав, военно-политическую конкуренцию которой могли составить исключительно Соединенные Штаты Америки. Не будет преувеличением сказать, что Москва оказывала влияние практически на половину государств земного шара: от стран Восточной Европы до получивших независимость от колониальных империй разнообразных государств Африки и Азии.
С точки зрения экономики: в Советском Союзе ранней «Брежневской Эпохи» относительно низкий уровень потребления советского населения, в том числе и товарный дефицит, отчасти компенсировался плеядой разнообразных макроэкономических успехов: рекордным количеством метров жилья, сданного в эксплуатацию, а также лидерством в производстве наукоемкой продукции, например, космических аппаратов, межконтинентальных баллистических ракет и так далее.

-2


В случае же с началом правления Владимира Путина имели место принципиально иные реалии: прежде всего, на повестке дня стояла необходимость оформления консенсуса между наиболее влиятельными олигархами с одной стороны (Березовский, Гусинский, Ходорковский) и новой Администрацией Президента с другой стороны. Строго говоря, вопрос «Кто здесь власть?» был в начале 2000-х годов вовсе не риторическим. Обновленные правила игры, основанные на невмешательстве крупного бизнеса в политику и решительном отказе Путина от пересмотра итогов «приватизации» 1990-х, в целом показали работоспособность, отделив политических акторов от коммерсантов.
Более того, именно усилиями Администрации Владимира Путина в начале 2000-х годов последовательно конструировалась так называемая «вертикаль власти»: это и реформа Верхней Палаты Парламента (Совета Федерации), и создание института постоянных представителей Президента, и оформление новых административных единиц, Федеральных Округов. Так называемая «вертикаль власти» существенно усилила уровень влияния федерального центра и на региональный истеблишмент и на политико-экономические процессы, проистекавшие в субъектах РФ.

-3


На международной арене Россия образца 2000 года представлялась как держава, которая утратила репутацию глобального игрока, а вместе с тем и традиционные «сферы влияния», в том числе и на постсоветском пространстве. Тем не менее, де-юре Российская Федерация получила статус «наследника СССР» и унаследовала место Советского Союза в Совете Безопасности ООН, строго говоря, официальной Москве удалось сохранить «право вето» на резолюции, противоречащие ее интересам.
К сожалению, созданные еще в 1990-е годы «ОДКБ», «СНГ» и прочие интеграционные проекты казались лишь бледной тенью на фоне ранее существовавшего «Варшавского Договора» и «Совета Экономической Взаимопомощи», причем дело не столько в уменьшенном масштабе новых интеграционных образований, сколько в том, что форма «Содружество Независимых Государств» так и не была наполнена конкретным политико-экономическим содержанием, а также инструментами для лоббирования интересов стран-членов «СНГ».
Если говорить об экономике Российской Федерации начала XXI столетия, то начало президентства Владимира Путина пришлось на гораздо более благоприятную, по сравнению с периодом правления Ельцина, конъюнктуру: цены на углеводороды начали демонстрировать заметный рост, вместе с ними взлетел и российский ВВП, а также государственные расходы, частично затронув и работников бюджетной сферы, которые, в свою очередь, стали более зажиточными потребителями.

-4


СПЕЦИФИКА ПРАВЛЕНИЯ, ДОСТИЖЕНИЯ И НЕУДАЧИ


Очевидно, что Леонид Брежнев на фоне Никиты Хрущева воспринимался как консервативный руководитель, положивший конец критике Сталина и де-факто сделавшего упор на «красный истеблишмент», высших чиновников КПСС.
В целом, политическая элита «Брежневского Застоя», безусловно, может быть объектом критики, например, с точки зрения геронтократии, но среди ее сильных сторон нельзя не отметить ее глубокую привязанность к Советскому Союзу и его интересам. Скандальные кейсы настоящего времени о государственных служащих с семьями за рубежом, а тем более недвижимостью или банковским счетами вне Отечества, были не актуальны для Брежневской элиты.
В свою очередь, Владимир Путин в рамках своего правления прошел через ощутимую политико-идеологическую трансформацию: от демократа, «наследника Бориса Ельцина» до государственника-консерватора, воспринимаемого как одного из лидеров так называемой «консервативной революции», ослабившей влияние ведущих западных государств на мировые политико-экономические процессы.
«Водоразделами» обозначенной политико-идеологической трансформации Путина могут служить такие события как «Дело ЮКОСА» (2003-2004), «Мюнхенская Речь» (2007), «Болотно-Сахаровские протесты» (2011-2012) и, разумеется, жесткое обострение российско-украинских и российско-американских отношений (2014- настоящее время).
Эпоха «Брежневского Застоя» – это период перманентного экономического роста: имела место и так называемая «золотая пятилетка» конца 1960-х, и строительство амбициозной Байкало-Амурской магистрали, не говоря уже о том, что ежегодно сдавалось в эксплуатацию более 100 миллионов квадратных метров жилья, выдаваемого советскому населению после прохождения соответствующей очереди, но без банковской ипотеки.
Среди минусов Брежневской экономики нельзя не отметить, во-первых, жесткий дефицит потребительских товаров, во-вторых, постепенное падение темпов роста ВВП, особенно по сравнению со сталинским периодом и, в-третьих, нарастающий мотивационный кризис части советского населения – вызванного, прежде всего, отсутствием частной собственности и коммерческой прибыли.

-5


В свою очередь, и первый, и второй срок президентства Путина стал периодом ощутимого взлета российской экономики. Примечательно, что большая часть этапа роста ВВП России (1999-2008) пришлась именно на период правления Владимира Путина. Финансовый кризис 2009 года был чрезвычайно глубоким, но уже в 2010 начался рост, в начале второго десятилетия XXI века ежедневно в российскую экономику инвестировалось более миллиарда долларов. Низкие налоги (13%) тоже играли роль двигателя коммерческого роста, стимулируя бизнесменов выходить из «теневого» сегмента и работать легально.
Именно в так называемые «тучные нулевые»: многие российские граждане получили финансовую возможность приобрести автомобиль, взять ипотеку под собственное жилье, купить путевку за рубеж, как минимум, на курорты Турции или Тайланда. Важно отметить и то, что в 2000-е годы Российская Федерация заняла третье место в мире по количеству долларовых миллиардеров (после США и Китая). Примечательно, что согласно исследованию издания «Коммерсант» в 2013 году в России проживало около 300 семей с состоянием свыше 100 миллионов долларов.
К слову, именно в 2000-е годы Российская Федерация начала проявлять симптомы так называемой «Голландской болезни»: была выявлена зависимость отечественной экономики от цен на нефть, около 40% доходных статей бюджета России формируется именно благодаря экспорту углеводородов, более того, цена за баррель марки «BRENT» учитывается при формировании государственного бюджета.

-6


На протяжении всего правления Леонида Брежнева Советский Союз сохранял колоссальное влияние в мире, прежде всего, в Восточной Европе, большинстве стран Азии и Африки и даже на далекой Кубе. Более того, период «Разрядки» в отношениях с Соединенными Штатами снял с повестки дня третью мировую войну и ядерный апокалипсис.

«Холодная Война» стала напоминать скорее жесткую конкуренцию Москвы и Вашингтона нежели подготовку к взаимному истреблению.
С высоты второго десятилетия XXI века спорным решением представляется интервенция в Чехословакию (1968), а также вторжение в Афганистан (1979): политические дивиденды, обретенные Советским Союзом в рамках обозначенных «инъекций коммунизма», не очевидны и уж тем более не оправдывают мощные репутационные издержки, с которыми впоследствии столкнулась официальная Москва.
В свою очередь, в период президентства Владимира Путина внешняя политика России и ее международный имидж, в известной мере, корректировался. Как представляется, коррекции способствовало фактическое отсутствие идеологии у Российской Федерации, которая ограничивала бы внешнеполитические инициативы некими доктринами. Сперва на Западе Россию воспринимали, прежде всего, как партнера и российская сторона наравне с другими акторами была представлена в авторитетных международных форматах, в том числе в «G-8», а также в «G-20».

-7

Более того, в 2000 году Владимир Путин рассматривал перспективу вступления Российской Федерации в Североатлантический Альянс. Тем не менее, после событий 2014 года Россия попала под экономические санкции США/ЕС/Японии/Канады и была исключена из формата «G-8» (ныне «G-7»).
Очевидно и то, что внешняя политика, проводимая в период первого и второго десятилетия 2000-х годов привела к ослаблению российских позиций на постсоветском пространстве: из полутора десятков постсоветских стран официальной Москве удалось сохранить высокий уровень межгосударственных отношений только с Беларусью и Казахстаном. Конфронтация Российской Федерации с Украиной, безусловно, еще один индикатор слабости внешнеполитических позиций России на постсоветском пространстве. Ставка на работу с истеблишментом постсоветских стран, без взаимодействия с населением и «гражданским обществом» не оправдала возложенных на нее надежд.
Подводя итог обозначенному выше: двадцать лет правления Леонида Брежнева и Владимира Путина – это две достаточно длинные, но совершенно разные эпохи, «развитого социализма» с одной стороны и «русского капитализма» с другой стороны. Объединяет эпохи то, что и там и там имело место и сотрудничество с Западом и противостояние, а также и там и там на смену мощному экономическому росту со временем пришла стагнация.