Тема учебной успешности индивидов в студенческом возрасте является актуальной в том или ином представлении с античных времён. С той поры и по сей день перед человеческим обществом стоит задача воспроизводства специалистов, компетентных в разных вопросах и областях полезной деятельности. Данный непрерывный процесс подготовки ремесленников, охотников, воинов, а позже – инженеров, врачей, юристов и многих других профессионалов своего дела на протяжении столетий был важным стимулом к определению склонностей индивидов к той или иной деятельности, поиску оптимального пути усвоения знаний индивидом. В истории можно отыскать много разных форм воспроизводства знания, последовательно сменявших друг друга на пути к современному состоянию. Можно и привести людей, ставших новаторами в этой области: к таковым следует отнести, в частности, И.Г. Песталоцци, который впервые в учебной практике отказался от применения телесных наказаний (розги) в качестве стимула к усвоению знаний. Однако подлинную революцию не только в подходах к повышению учебной успешности студентов, но и в психологии в целом произвели на рубеже XIX – XX веков З. Фрейд, А. Адлер, Э. Фромм и их последователи. Именно в это время формализуются представления о сознании, подсознании, коллективном бессознательном (К. Юнг), стилях жизни, темпераментах и инстинктах как инициирующей силе человеческой психики. Так, связь между стилем жизни и аспектами общественной деятельности индивида, в том числе, учебной успешностью в студенческом возрасте, обнаружил Альфред Адлер. В своей работе «Наука жить» на основе анализа случаев со своими пациентами Адлер последовательно выстраивает концепцию индивидуальной психологии. При построении концепции автор придерживается консервативной морали, а также принципа полезности деятельности индивида для общества вне зависимости от мотивации индивида. Как следствие, данная концепция остаётся актуальной и в наши дни, а её основные принципы согласуются с современными моральными нормами цивилизованного общества. Поэтому работа «Наука жить» принимается за основу при рассмотрении взаимосвязи стилей жизни и учебной успешности в студенческом возрасте в условиях современной действительности. В качестве современного подтверждения/опровержения установленных Адлером тенденций принимается студенческое сообщество Московского физико-технического института как наиболее доступная и достаточно репрезентативная выборка индивидов.
Рассмотрим концепцию индивидуальной психологии Альфреда Адлера в контексте учебной успешности в студенческом возрасте. В отличие от Зигмунда Фрейда, полагавшего, что психика человека является результатом проявления в той или иной степени инстинктов самосохранения и самоуничтожения (Эроса и Танатоса в авторской терминологии), Альфред Адлер принимает в качестве факторов, образующих человеческую психику, стремление индивида к власти и превосходству над другими индивидами и осознание собственной неполноценности. При этом стремление к власти считается Адлером неотъемлемым свойством не только человека, но и всякой формы жизни, наделённой способностью мыслить интеллектуально. Осознание же индивидом собственной неполноценности играет роль противовеса стремлению властвовать и может возникнуть вследствие врождённой дефектности частей и органов тела, особенностей воспитания индивида в детском возрасте, наличия у индивида родных братьев и сестёр и неприятия индивидом собственной гендерной принадлежности. Попытки индивида преодолеть данные проблемы или их сочетания и удовлетворить тем самым естественное стремление к превосходству могут привести как к формированию нормального (по Адлеру) человека, настолько хорошо адаптировавшегося в обществе и освоившего свой стиль жизни, конструктивно преодолевающего новые жизненные трудности, что общество извлекает пользу из его деятельности вне зависимости от его собственных желаний, так и к формированию человека с комплексом неполноценности, комплексом превосходства или их сочетанием, что требует соответствующего корректирования убеждений индивида во избежание более тяжёлых форм психических расстройств и переориентации индивида на общественно бесполезную деятельность. И хотя в работе «Наука жить» всё множество способов найти компромисс между данными крайними состояниями психики индивида не разделяется Адлером на какие-либо темпераменты или архетипы (введение подобного деления было бы противоречием самой концепции индивидуальной психологии), в контексте учебной успешности индивидов в студенческом возрасте можно определить ряд стилей жизни, формирующихся как результат осознания индивидом собственной неполноценности. Так, в идеализированном случае, при котором индивид рождается относительно здоровым, а его воспитание способствует формированию навыков социальной и жизненной адаптации, к студенческому возрасту формируется человек со стабильным интересом к учёбе, как впрочем и к другим областям деятельности, вызывающим интерес, что положительно сказывается и на учебной успешности. Однако, в данном идеализированном случае в отсутствие каких-либо стимулов к форсированному развитию, обучению, получению знаний, не следует ожидать особо выдающихся, прорывных результатов в учебной деятельности. Как правило, исключительный познавательно-учебный успех в студенческом возрасте – удел индивидов, родившихся с какими-либо дефектами органов, являвшимися не единственным ребёнком в семье, имевшие проблемы в воспитании или разочаровавшиеся в собственной гендерной принадлежности. В каждом из указанных случаев индивид, принимая внешний вызов и стремясь к превосходству над другими, компенсирует прежде всего наиболее острую проблему, причём, в процессе компенсации добивается успеха, в частности учебного, в степени превосходства. В качестве примера подобного феномена Адлер приводит известных художников, изначально страдавших дефектами зрения, музыкантов с изначально слабым слухом; сюда же можно отнести известных феминисток, психологов (З. Фрейд – не исключение). Однако при этом следует отметить, что неполноценность индивида не всегда является идеальным средством к достижению успеха. Например, органическое нарушение индивида может иметь такой характер, что компенсирующая деятельность индивида может быть очень узкоспециализированной или вообще бесполезной для общества: в данном случае об учебной успешности по какому-либо направлению судить едва ли возможно. Часто такие индивиды не могут найти своего призвания и цели, которая обеспечивала самореализацию в гармонии с обществом. Также опасность несёт в себе и правильно скомпенсированная неполноценность: преуспевая в познаниях в своей области и достигая значимых результатов, индивидом могут быть опущены прочие сферы жизни, что впоследствии также может привести к комплексу неполноценности. Наконец, в нашем обществе весьма вероятно и попадание индивида в совершенно чужеродную социальную среду, где возможности для компенсации неполноценности минимальны: в этом случае возможным сценарием будет обострение комплексов неполноценности/превосходства с последующим переходом к социально бесполезной деятельности. В последнем случае стиль жизни такого индивида будет подобен стилю жизни человека изначально отвергнутого или угнетённого. Угнетённый же индивид или изначально не получивший должных родительских благ, воспитания, в свою очередь, представляет собой предельный отрицательный случай. В данной ситуации рассуждать об учебной успешности как и о социальной полезности нет смысла, так как изначально отвергнутые индивиды не имеют навыков социализации и общности, что в конечном итоге с большой вероятностью приводит их к неприемлемым обществом нормам поведения и деятельности.
Существуют ли реальные примеры для каждого из вышеприведённых случаев? Рассмотрение сообщества МФТИ, состоящего из людей с разнообразными стилями жизни, позволяет дать относительно объективный ответ на этот вопрос. Также помимо разнообразных стилей жизни студентов, данное сообщество выбирается для рассмотрения ввиду гармоничного сосуществования в одном месте людей с подчас диаметрально противоположными ценностями, жизненными устремлениями и мировоззрением. Например среди студентов МФТИ, хотя и достаточно редко, можно встретить людей с относительно хорошим здоровьем и воспитанием, которые будут фактическим выражением «нормального человека» с точки зрения Адлера. Как правило, такие студенты родились и выросли в полных благополучных семьях и были единственным ребёнком в семье. Стиль жизни таких студентов отличается стабильностью и размеренностью во всех сферах, включая и учебную. К учёбе, что вполне логично, они относятся с должным усердием, а все сопутствующие трудности встречают открыто и разрешают в конструктивном ключе. Однако со временем такие студенты в отсутствие достойных испытаний, а следовательно и стимулов к реализации потребности в превосходстве, зачастую становятся «заложниками» образовательной системы МФТИ: все требуемые минимумы выполняются быстро и качественно, а оставшееся свободное время, в отсутствие весомых стимулов и потребностей, тратится на социально бесполезную деятельность. При этом допустима ситуация, когда абсолютно уверенный в своих силах и способностях к познанию студент большую часть семестра проводит в праздности, а все учебные программы завершает непосредственно в период сессии, чем подвергает риску своё положение в МФТИ. Но подобный риск, при всей возможной плачевности исхода такого образа деятельности, значительно меньше в сравнении с рисками студентов с дефектностью органов или студентов, имевших родных братьев или сестёр. Таких студентов в сообществе МФТИ большинство, а их усидчивость в освоении естественнонаучных дисциплин коррелирует с их способностью эффективно преодолевать комплексы неполноценности/превосходства, вызванные теми или иными факторами. Интерес к учёбе у таких студентов возрастает по мере специализации дисциплин и в конечном итоге приводит к достижению студентом значимых научно-учебных результатов. Компенсируя своими научными достижениями свою неполноценность, эти люди становятся со временем хорошими специалистами в своих узконаправленных областях знания. Но по подобному сценарию события развиваются далеко не всегда и часто имеет место ситуация, когда студент не может найти «свою» область деятельности и меняет несколько базовых кафедр. Такую деятельность едва ли можно назвать общественно полезной, а если в конечном итоге студент не найдёт своего призвания, то такой стиль жизни может повлечь за собой разочарование в получении естественнонаучного профиля. Подобное разочарование может иметь порой крайние выражения в виде асоциального поведения студентов или даже суицида. Кроме того, даже и в случае учебно-научного успеха студента в узкоспециализированной области знания, можно наблюдать серьёзные проблемы в других сферах жизнедеятельности. В частности, такие студенты зачастую проявляют слабые навыки социализации и адаптации, не умеют строить отношения с противоположным полом, им сложно воспринимать иные альтернативные точки зрения, отличные от их собственных. Данная закономерность также может быть предпосылкой к развитию комплексов неполноценности/превосходства и негативно отражаться на учебной успешности. Здесь также следует отметить, что, как и во всяком техническом вузе, в МФТИ молодые люди многократно преобладают в количественном отношении над девушками и это является ещё одним фактором риска. Так, молодые люди, изначально уверенные в своей гендерной принадлежности, попадая в МФТИ, подвергают это сомнению ввиду отсутствия должного общения с противоположным полом, что является нетипичным для человеческого общества в целом и может вредить учебной успешности. Напротив, девушки, до поступления в МФТИ будучи зачастую слабо включёнными в социальную жизнь и разочарованными в собственной гендерной принадлежности, поступают на физтех и многократно компенсируют отсутствие внешней красоты и нравственные изъяны за счёт значительного внимания противоположного пола. Данная ситуация, в противоположность традиционной гендерной роли слабой и в меньшей степени доминирующей женщины, создаёт более чем благоприятные условия для успешной самореализации девушек, компенсации (подчас нездоровой) своих комплексов и успеху в контексте учебной деятельности. Но впрочем, при рассмотрении факторов учебной успешности девушек в МФТИ следует учесть и их усердие, являющееся результатом стремления превзойти молодых людей в традиционно мужских сферах деятельности. И если желание конкурировать и превосходить молодых людей в учебных успехах сильно выражено у студенток физтеха, обратную картину в части конкуренции и усидчивости можно наблюдать в случае студентов, не получивших в детстве должного воспитания, родительского внимания и тепла. В этом случае, человек, которому посчастливилось пройти вступительный конкурс и попасть в МФТИ, оказывается не в состоянии выдерживать бешеный темп учебных и социальных нагрузок в течение более чем двух семестров. Соответственно, об учебной успешности судить в данном случае не приходится: лишь очень немногие подобные студенты, проявляя незаурядные волевые качества, способны обратить ситуацию вспять и с честью вынести испытания МФТИ.
Существуют ли в сообществе студентов МФТИ случаи, не вписывающиеся в концепцию индивидуальной психологии Адлера? Для ответа на этот следует рассматривать действия студентов, которые не продиктованы ни попытками преодолеть комплекс неполноценности, ни желанием доминировать. В общем случае такая деятельность возможна при условии пребывания студента в праздности, что равносильно бесполезной деятельности. Как уже отмечалось выше, такой стиль жизни является рискованным в МФТИ, и часто рискованность такого положения бывает внезапно осознана студентом настолько, что студент в итоге преодолевает сложившееся положение. В данной ситуации нет причин приписывать действия по преодолению студентом рискованной ситуации желанию превосходить других, так как если бы чувство превосходства данного студента было развито настолько, чтобы обернуть всю ситуацию вспять, такая плачевная ситуация не была бы допущена. В данном случае явно прослеживается результат действия инстинкта самосохранения, что фактически является исключением из концепции А. Адлера.
Таким образом, концепция индивидуальной психологии Альфреда Адлера, сформулированная в его работе «Наука жить» и ставящая началом человеческой психики чувства собственной неполноценности и собственного превосходства, применима в большинстве случаев к рассмотрению вопроса связи стилей жизни студентов с их учебной успешностью. Рассмотрение примеров из студенческого сообщества МФТИ подтверждает применимость концепции Адлера к современным студенческим сообществам для оценки учебной успешности студентов. Однако, существуют также и индивидуальные случаи, не классифицируемые посредством изложенной А. Адлером концепции. Хотя таковых, как правило, немного, каждый из этих случаев необходимо рассматривать отдельно, в том числе и в части учебной успешности.