Найти тему
Советы юриста

Лицензирование АГЗС. Ответственность.

АГЗС является опасным производственным объектом, это следует нижеуказанных ноВ соответствии с ч.1 ст.9 ФЗ от 21.07.1997 No116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов » организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана: иметь лицензию на осуществление конкретного вида деятельности в области промышленной безопасности, подлежащего лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации, заключать договор обязательного страхования гражданской ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте.
Согласно приложению 1 к указанному Закону к категории опасных производственных объектов относятся объекты, на которых, используются, хранятся, транспортируются, в указанных в приложении 2 к настоящему Федеральному закону количествах опасные вещества, в том числе горючие вещества - газы.
В соответствии со ст.1.2 Правил безопасности при эксплуатации автомобильных заправочных станций сжиженного газа, утвержденных Постановлением Госгортехнадзор РФ от 04.03.2003 No6, автомобильные газозаправочные станции ( АГЗС ) относятся к опасным производственным объектам, и деятельность по их проектированию, строительству, расширению, реконструкции, техническому перевооружению, консервации и ликвидации, а также изготовлению, монтажу, наладке, обслуживанию и ремонту применяемых АГЗС технических устройств регулируется Федеральным законом «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21.07.97 No116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов ».
Вышеизложенное позволяет отнести АГЗС к категории опасных производственных объектов.

Регистрация ОПО.

Порядок регистрации опасных производственных объектов регламентирован Постановлением Правительства РФ No1371 и приказом Ростехнадзора от 04.09.2007 No606 «Об утверждении административного регламента Ростехнадзора по исполнению государственной функции по регистрации опасных производственных объектов и ведению государственного реестра опасных объектов ».
В соответствии с указанными нормативными актами осуществление государственной функции по регистрации производственных объектов и ведению государственного реестра опасных производственных объектов возложено на Ростехнадзор (пункт 6 Административного регламента).
Согласно пункту 11 Административного регламента результатом исполнения государственной функции Ростехнадзора по регистрации опасных производственных объектов и ведению государственного реестра опасных производственных объектов является:
- учет опасного производственного объекта и эксплуатирующей его организации;
- определение потенциальной опасности опасного производственного объекта - типа, обуславливающего минимальный размер страховой суммы страхования ответственности за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу в случае аварии на опасном производственном объекте ;
- определение количественных и качественных характеристик опасного производственного объекта ;
- база данных государственного реестра опасных производственных объектов ;
- получение организацией, эксплуатирующей опасный производственный объект, документов, подтверждающих исполнение ею требований пункта 2 статьи 2 ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов ».

Класс опасности АГЗС. Его идентификация.

В соответствии с п.3 ст.2 Закона N 116-ФЗ опасные производственные объекты в зависимости от уровня потенциальной опасности аварий на них для жизненно важных интересов личности и общества подразделяются в соответствии с критериями, указанными в приложении 2 к Закону N 116-ФЗ, на четыре класса опасности:
I класс опасности - опасные производственные объекты чрезвычайно высокой опасности;
II класс опасности - опасные производственные объекты высокой опасности;
III класс опасности - опасные производственные объекты средней опасности;
IV класс опасности - опасные производственные объекты низкой опасности.
Законодательством установлены всего два критерия отнесения опасного производственного объекта к классу опасности.
Критерий 1. Согласно пункту 1 Приложения N 2 к Закону N 116-ФЗ классы опасности опасных производственных объектов устанавливаются исходя из количества опасного вещества или опасных веществ, которые одновременно находятся или могут находиться на опасном производственном объекте, в соответствии с таблицами 1 и 2 данного приложения.
Применительно к воспламеняющимся и горючим газам таблицей 2 приложения определены следующие количественные показатели:
I класс опасности - в случае, если его количество составляет 2000 и более тонн;
II класс опасности - в случае, если его количество составляет 200 тонн и более, но менее 2000 тонн;
III класс опасности - в случае, если его количество составляет 20 тонн и более, но менее 200 тонн;
IV класс опасности - в случае, если его количество составляет 1 тонну и более, но менее 20 тонн.
Критерий 2. В соответствии с пунктом 5 Приложения No2 к Закону N 116-ФЗ для опасных производственных объектов, указанных в пункте 2 приложения 1 к данному Федеральному закону, устанавливаются следующие классы опасности:
1) III класс опасности - для опасных производственных объектов, осуществляющих теплоснабжение населения и социально значимых категорий потребителей, определяемых в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере теплоснабжения, а также иных опасных производственных объектов, на которых применяется оборудование, работающее под избыточным давлением 1,6 МПа и более или при температуре рабочей среды 250 градусов Цельсия и более;
2) IV класс опасности - для опасных производственных объектов, не указанных в подпункте 1 настоящего пункта.
Согласно абзацу 2 пункта 14 Административного регламента осуществление государственной функции по регистрации опасных производственных объектов в государственном реестре опасных производственных объектов Ростехнадзор проводит на основании результатов идентификации, проведенной организацией, эксплуатирующей опасные производственные объекты.
В силу абзацу 4 пункта 9 Административного регламента Ростехнадзор, его центральный аппарат для обеспечения исполнения государственной функции, на основании предоставленных полномочий контролирует правильность идентификации опасных производственных объектов для целей их регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов.
Согласно абзацам 4 и 14 пункта 33.1 Административного регламента при выполнении административных процедур осуществляются следующие действия:

- проверка полноты и достоверности представляемого эксплуатирующей организацией пакета документов;
- контроль идентификации опасных производственных объектов, эксплуатируемых в составе эксплуатирующей организации.
В соответствии с пунктами 29, 29.7, 29.8 Административного регламента при осуществлении идентификации не в полном объеме или при выявлении ошибок идентификации исполнение государственной функции приостанавливается, а документы возвращаются заявителю.
Применительно к Вашему оборудованию на АГЗС (сосуду УГМ) оно имеет давление 1.6. МПа, что позволяет идентифицировать объект как ОПО III класс опасности.

Лицензирование.

В соответствии с п.12 ст.12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (в редакции Федерального закона от 04.03.2013 N 22-ФЗ), в соответствии с которыми лицензированию подлежит эксплуатация взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности.
Т.е. лицензированию подлежит не вся деятельность, связанная с эксплуатацией опасных производственных объектов, а только деятельность по использованию взрывопожароопасных производственных объектов, относящихся к I, II и III классам опасности. Объекты, относящиеся к IV классу опасности, не подлежат лицензированию.

Ответственность за отсутствие лицензии.

Уголовная ответственность.
Эксплуатация АГЗС взрывоопасного производственного объекта III класса без лицензии рассматривается как незаконная предпринимательская деятельность. (образуемый состав преступления предусмотрен ст. 171 УК РФ)
Статья 171. Незаконное предпринимательство
1. Осуществление предпринимательской деятельности без регистрации или без лицензии в случаях, когда такая лицензия обязательна, если это деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо сопряжено с извлечением дохода в крупном размере, - наказывается штрафом в размере до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо арестом на срок до шести месяцев.
2. То же деяние:
а) совершенное организованной группой;
б) сопряженное с извлечением дохода в особо крупном размере, -
наказывается штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо лишением свободы на срок до пяти лет со штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев либо без токового.
Исходя из описания объективной стороны преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 171 Уголовного кодекса РФ, объективная сторона преступления характеризуется осуществлением деятельности без лицензии и извлечением дохода в крупном размере, следовательно, состав следует признать формальным и преступление будет считаться оконченным с момента получения такого дохода.

Согласно примечанию к ст. 169 Уголовного кодекса РФ, крупным является доход в сумме, превышающей один миллион пятьсот тысяч рублей.

Административная ответственность.
Статья 9.1 КОАП. Нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов.
1. Нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Предметами правонарушений, предусмотренных частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ, являются опасные производственные объекты (в том числе ПГЗС).

Объективная сторона указанных правонарушений состоит в несоблюдении установленных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, а также утвержденными в соответствии с ними нормативными техническими документами условий, запретов, ограничений и других обязательных требований, обеспечивающих промышленную безопасность. Нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в этой области может быть совершено как путем действия, так и бездействия. Наступления последствий не требуется.

Выводы и рекомендации:

Если АГЗС относится к третьему Клаусу опасности она подлежит лицензированию (сосуд работает под избыточным давлением 1,6 МПа ). Для четвертого класса опасности давление необходимо снизить.  Практика снижения давления распространена повсеместно, законность данного подхода подтверждается многочисленной судебной практикой.  Сосуд перенастраивают, проводят экспертизу в специальной организации и изготавливают новый паспорт (достаточно 1,6 МПа).  Рекомендуется провести модернизацию оборудования с понижением давления изготовить новый паспорт, зарегистрировать в Ростехнадзоре ОПО четверного класса опасности.  Четвертый класс имеет преимущество перед третьем не только в отсутствии лицензирования, но и в отсутствии плановых проверок Ростехнадзора. Т.е. проверять вас Ростехнадзор сможет только по чье-то жалобе. При этом надо понимать, что критерии давления и массы оборудования относиться не только к одному сосуду. На территории ОПО не должно быть другого оборудования с давлением 1,6 и массой 20т.  Есть неоднозначное мнение, что да же Газовоз (попадающий под второй класс опасности) заезжая на территорию ОПО (четвертого класса) становиться его частью, и в данный момент ОПО эксплуатируется как объект второго класса. Но это мнение весьма спорно и практически недоказуемо. Хотя можно подстраховаться и в договоре на доставку газа стразу прописать что доставка осуществляется газовозом 4 класса.  Так же на территории не должно быть иных сосудов большего класса опасности.
Для спокойной законной деятельности достаточно иметь сосуд 1,56 МПа с паспортом и соответствую регистрацию четвертого класса в Ростехнадзоре.  При этом не должно быть обстоятельств вызывающих сомнение в определении класса опасности (ни какой старой документации с обозначение «1,6 МПа» не должно остаться на АГЗС. Маркировка на сосуде так же должна быть изменена. Любые сомнения могут быть использованы для обоснования дальнейшей проверки.
Вопрос об уголовной ответственности касается не только объективной стороны в виде отсутствия лицензии, но и в последствиях в виде дохода 1.5 мл. р. При этом доход должен быть получен исключительно от деятельности реализации газа на АГЗС. Если имеет место разным доходам ( например от продажи сигарет или оптовых сделок по газу) то зачастую невозможно выделить из общей массы сумму именно по «реализации газа на АГЗС» и невозможно определить сколько именно получено от незаконной деятельности без лицензии. При таких обстоятельствах очень сложно привлечь к уголовной ответственности по 171 УК ПФ.
С административной ответственностью все гораздо сложнее. Страшным сном станет статья 9.1. КОАП РФ.  Это статья Ростехнадзоровская. Они могут через суд приостановить деятельность на 3 месяца, и штрафы там начинаются от 200 т.р. на юр лиц (и до бесконечности). При этом указанная статья не единственная статься, в КОАП их множество и все они ваши. Будут штрафовать за экологию, пожарку, вывеску, за землю и т.д. Все штрафы космические для юр лиц, поэтому настоятельно рекомендую зарегистрироваться как ИП для осуществления деятельности. Предпринимателей штрафуют как должностных лиц если в статье иное прямо не предусмотрено (штрафы существенно ниже).

С уважением юрист Николай Соколов
(Актуальность норм анализа публикации 2016г.)