Человек по своей природе склонен изучать и анализировать окружающую его действительность. Но мы ограничены в познании этой действительности, хоть зачастую и игнорируем это. То, что мы воспринимаем как реальность, часто ущемляется принципом работы наших органов чувств и систем. Когда научный и технический прогресс были сказкой, в которую верили не многие, мы представляли мир таким, каким мы его видим.
Но с развитием человечества мы смогли заглянуть в микромир: открыть атом и элементарные частицы, и макромир космоса с его небесными телами, которые до сих пор ставит перед человечеством все новые вопросы.
С течением времени были открыты субмикромир, разрушающий все наши представления о времени и пространстве, и мегамир с его черными дырами, пульсарами и квазарами. И кто знает, сколько еще загадок хранит в себе наша действительность.
Но что-то мы отвлеклись. Итак, Объективная реальность до сих пор не до конца постижима методами науки. А человек довольствуется лишь теми знаниями, которые он может получить, используя непосредственно органы чувств или достижения науки.
С другой стороны, если мы не до конца понимаем что такое реальность, как мы можем отличить реальное от воображаемого?
В этом нам помогает мозг. Обычно интуиция помогает нам автоматически понимать, что есть выдумка, а что — нет, и на основе этого незамедлительно делать вывод. То есть сначала мы спрашиваем себя, а не померещилось ли нам?
Если информация или ощущения, кажутся нам неправдоподобными, мозг здоровых людей, как правило, производит проверку на уровне подсознания. В этом случае используются так называемые маркеры сомнения , связанные с работой орбитофронтальной коры и медиальной префронтальной коры головного мозга. Подобные маркеры сообщают нам, что «здесь что-то нечисто».
У людей, имеющих определенные повреждения мозга, возникает болезнь – конфабуляция. В этом случае они становятся неспособны к критическому мышлению и не могут отличить реальное от воображаемого.
Травма мозга не является единственной причиной возникновения конфабуляции. У маленьких детей, к примеру, часто наблюдаются подобные нарушения, что, как предполагают нейробиологи, связано с развитием их префронтальной коры.
Под конфабуляцией в психологии понимается заполнение пробелов памяти или добавление деталей. Человеческая память по своей природе реконструктивна, а потому при воспоминании мозг заново конструирует события, часто пользуясь информацией, полученной после них. К примеру, человеку можно внушить воспоминание о том, чего не было, что подтверждает исследование Бедфордского университета и Университета Британской Колумбии. В нем студентам успешно внушили воспоминания о наличии у них криминального прошлого.
В этом случае имеет место быть сознательное действие, так как ученые сознательно дополняли частичные воспоминания о прошлом студентов. В другом случае может быть бессознательное действие, когда фальсификация служит защитным механизмом, когда человек может вспомнить то, чего не было, находясь в критической ситуации. Например, на допросе.