Рождение малыша — ответственный шаг в жизни каждого человека и для семьи. Но почему-то в некоторых семьях мамы отказываются от детей еще в роддоме. Что происходит с ребенком, и как развиваются дети, если мамы нет рядом — тема данной статьи.
После рождения ребенка, мама и малыш — еще одно целое. В процессе ухода за малышом, мама на подсознательном уровне улавливает сигналы, которые подает ребенок, и интуитивно на них отвечает. Происходит правильное реагирование мамы на малыша, и малыша на маму.
Уход мамой за малышом обеспечивает крохе нормальное развитие эмоционального фона и психики ребенка.
Для первого года жизни малыша необходим эмоциональный контакт с мамой и формирование привязанности ребенка к маме.
Привязанность формируется только тогда, когда за ребенком ухаживает один человек.
Без привязанности человек не сможет быть счастливым, не сможет никого любить, даже себя.
Именно поэтому в первый год мама должна быть с ребенком.
Первые 5 месяцев — привязанность формируется, ребенок пока не привязан к маме, он может с удовольствием пойти на руки и к другим членам семьи. После 5 месяцев — привязанность сформирована. Поэтому, нежелательно оставлять ребенка без мамы надолго, если маме нужно ухать — правильнее брать кроху с собой.
Длительное отсутствие мамы называется материнской депривацией.
Депривация — психическое состояние человека, возникающее при невозможности удовлетворения в достаточной мере некоторых основных психических потребностей в течение длительного времени.
Материнская депривация формирует тип личности ребенка, характерный безэмоциональностью психических реакций.
При длительном отсутствии матери у ребенка развивается депривационный синдром.
Депривационный синдром: тревожность, депрессия, страх, интеллектуальные расстройства.
Учение выяснили, если семья и ребенок живут в условиях с нарушением гигиены, но мать берет малыша на руки, обнимает, разговаривает, играет с ним, соматических расстройств у ребенка не возникает.
Особенности психического развития детей, воспитывающихся вне семьи с рождения
От некоторых детей матери отказываются сразу после рождения — оставляют в роддоме. К сожалению, без нормального ухода в первый год жизни ребенка, без материнской любви, дети не имеют возможности правильного развития.
У таких детей наблюдается, не просто отставание в психическом развитии, а качественно иной характер развития.
У детей, не имеющих материнского ухода в первый год жизни, наблюдается бедный эмоциональный фон, недоразвитие эмоционально-волевой сферы. Такие дети, практически не способны к сопереживанию. При беседе не могут высказывать своих оценок, испытывают трудности в общении со взрослыми. Присутствует повышенная агрессивность, вследствие чего, неспособность продуктивно решать конфликты.
Формируются "защитные образования":
- вместо творческого мышления — классификационное;
- вместо произвольности поведения — ориентация на внешний контроль;
- вместо умения самому справляться с ситуацией — аффективное реагирование, обидчивость, перекладывание ответственности на другого.
В условиях материнской депривации нормальное развитие личности затруднено. Нарушается эмоциональный фон, восприятие окружающего мира. В случае длительной депривации, как правило, у детей появляется девиантное поведение.
Рекомендуем к прочтению:
Материнская депривация: как развивается ребенок в первый год без мамы с няней (Часть 2)