В рамках XI Московской международной биеннале «Мода и стиль в фотографии-2019» в Мультимедиа Арт Музее 11 апреля открывается выставка легендарной французской художницы Аньес Варда. К сожалению, выставка открывается посмертно — 29 марта в возрасте 90 лет Аньес Варда ушла из жизни.
«У меня никогда не было плана. Я жду, пока что-то станет настолько привлекательным, что я должна это сделать. Любопытство — хорошая черта», — эту фразу, сказанную Аньес Варда в одном из интервью, можно сделать эпиграфом к выставке.
Именно эти слова объясняют название проекта — «Три жизни Аньес Варда» — и дают возможность понять, как и почему она завершала один творческий этап и без колебаний переходила к следующему — от фотографии к кинематографу, от кинематографа к современному искусству и снова к фотографии.
«Бабушка „новой волны“», как нежно называли ее французы, родилась в 1928 году в Бельгии. Приехав в Париж, изучала литературу и психологию в Сорбонне, историю искусств в Школе Лувра, а также фотографию на вечерних курсах в Школе фотографии. Изначально она хотела стать музейным куратором, но, окончив фотографические курсы, изменила свои планы. Она оборудовала маленькую фотолабораторию и, вооружившись подержанным «Роллейфлексом», начала принимать заказы на съемки: работала фотографом на свадьбах, делала семейные портреты, фотографировала своих друзей-художников и просто бродила по городу в поиске «решающего момента».
В начале 1950-х Аньес Варда стала официальным фотографом Авиньонского театрального фестиваля, организованного Жаном Виларом, а также Национального народного театра (TNP), также возглавляемого Виларом. TNP, в котором в то время блистали Жерар Филипп, Жанна Моро и Филипп Нуаре, был центром театральной жизни Парижа — Варда быстро завоевала признание в качестве театрального фотографа, не прекращая фотографировать «для себя». В этот период она побывала на Кубе, в Китае, Португалии и Германии, из каждой поездки привозя множество снимков. Аньес продолжала делать портреты своих близких, друзей, художников и кинематографистов — Жака Деми, Марио Прассиноса, Жермена Ришье, Федерико Феллини, Лукино Висконти и др.
В 1954 году она организовала свою первую (и в течение последующих 60 лет — единственную) выставку фотографий, которые разместила во дворе своего дома на ул. Дагер, 86 в Париже, прямо на стенах лаборатории и ставнях дома. На пригласительном билете было написано: «Буфет во вторник 1 июня с 17 до 22 часов». Выставку посетили лишь несколько соседей из 14-го округа Парижа, в том числе Ханс Хартунг и Брассай.
Аньес Варда сохранила оригиналы этих фотографий и в 2014 году, совместно с галереей Натали Обадиа, показала их на Paris Photo. Эти снимки вошли и в экспозицию в МАММ. Черно-белые винтажные отпечатки, созданные в 1950–1954 годах, проливают свет на первые шаги фотографа Аньес Варда, ныне признанной великой кинематографистки, а в последние 10 лет и визуальной художницы.
В 1954 году по просьбе смертельно больного друга, который уже был не в состоянии посетить родные места, Варда поехала на фотосъемку в маленький рыбацкий поселок Пуэнт-Курт. Работа настолько её увлекла, что она решила снять в этом местечке полнометражный художественный фильм. Для реализации фильма «Пуэнт-Курт» (La Pointe Courte) Аньес Варда создала свою продюсерскую компанию «Сине-Тамарис» (Société Ciné-Tamaris).
С 1960 года она полностью посвятила себя кинематографу. Аньес Варда сняла 33 фильма, чередуя коротко- и полнометражные, документальные и игровые картины, самые знаковые из которых — «Клео от 5 до 7» (1961), «Счастье» (1965), «Без крыши, вне закона» (1985), «Жако из Нанта» (1990), «Собиратели и собирательница» (2000), «Побережья Аньес» (2008) «Лица, деревни» (2017), «Варда глазами Аньес» (2019).
В 2003 году начался следующий творческий этап Аньес Варда, на этот раз в амплуа визуального художника. Ее инсталляции были представлены на Венецианской биеннале (2003), Fondation Cartier pour l’Art contemporain в Париже (2006), CAFA Beijing и HUBEI Museum Wuhan в Китае (2012), Музее искусств округа Лос-Анджелес в Лос-Анджелесе (2013), Logan Center for the Arts в Чикаго (2015), Blum & Poe Gallery в Нью-Йорке (2017), Nathalie Obadia Gallery в Париже (2018), Pazo da Cultura Pontevedra Spain и на Ливерпульской биеннале (2018).
На выставке в МАММ будут представлены ключевые работы Аньес Варда, характеризующие все этапы ее творчества, в том числе документальные фильмы и несколько макетов из 35-миллиметровой пленки, принесшие ей известность как художнице.
Я завершаю свою выставку тремя автопортретами, сделанными, когда мне было 20, 40 и 80 лет
Понравился материал? Поделитесь им с друзьями в социальных сетях! Ждем ваших лайков и подписку на канал!