Белоснежный дворец в стиле Итальянского возрождения был возведен за 17 месяцев. Над его созданием круглосуточно трудились 2500 рабочих. по ночам масштабная строительная площадка освещалась множеством факелов.
Вход в летнюю резиденцию охраняют два мраморных льва. Мода на львов в Россию пришла из Европы, где скульптуры царя зверей устанавливали в городах, дворцах и парках. Ливадийские львы без традиционной пышной гривы и больше похожи на египетских сфинксов. Такая утонченная лаконичность линий подчеркивает императорское величие.
Скульптура "Пенелопа" находится в Белом зале Ливадийского дворца. Пенелопа - символ супружеской верности, героиня древнегреческого эпоса, жена Одиссея, царя Итаки. Автор статуи - Фридрих Бруггер - известный немецкий скульптур. "Пенелопа" была приобретена у автора и преподнесена от имени жителей Одессы Ея Императорскому величеству Императрице Марии Александровне (бабушке Николая II) на новоселье, в первый приезд в имение "Ливадия" в 1863 году.
Скульптура химеры изготовлена в 90-х годах прошлого столетия и является точной копией старой "исторической" химеры. Фигура украшает балюстраду лестницы, ведущей в Рабочий кабинет Ея Императорского Величества. В Средневековье бытовало поверье, что химеры готических соборов стоят на страже и отгоняют злых духов.
Белые мраморные скамейки находятся у главного входа во дворец и в Итальянском дворике. Их подлокотники украшают крылатые львы - характерные изобразительные типы Итальянского Возрождения. Во дворец скамейки были привезены из Венеции.
В Белом зале напротив камина находится оригинальный гипсовый рельеф. Фигуру можно назвать - "гротеск", "химера" или "сатир". Это эклектичный собирательный образ, идущий из античности, интерес к которому возобновился в эпоху Возрождения. Известно, что в украшении Белого зала принимали участие известные итальянские скульптуры - профессор Николини и Луиджи Буцц.
Орнаментальные композиции парадных залов Ливадийского дворца можно охарактеризовать как симбиоз итальянской традиции и геральдической романтической символики. Над массивной дубовой дверью парадного входа в окружении итальянского орнамента находится герб рода Романовых: щит с изображением грифона с мечом, увенчанный сенью с императорской короной и надписью "С Нами Бог".
Фонтан Итальянского дворика раньше находился в начале Царской тропы. Изготовлен он предположительно в 60-х годах XIX века. Фонтан был перенесен сюда позже на место античного колодцы, некогда украшавшего дворик.
В Парадном Вестибюле находится камин "Истрия". Истрия - полуостров в Адриатическом море, некогда часть владений Венецианской республики. Фриз камина украшает герб Венеции - лев Святого Марка. Крылатый лев - покровитель Венеции, символ святого. В книге надпись на латыни: "Мир тебе, Марк, Евангелист Мой". С двух сторон, в украшении декоративных кронштейнов - гербы одной из самых влиятельных венецианских семей - Барбариго. Камин был привезен во дворец из Венеции.
В экспозиции Ливадийского дворца 16 залов. Каждый из них отличается оригинальной внутренней отделкой. По договору, все лепные работы Вестибюля и Белого зала должны были исполнить лучшие скульптуры и лепщики. Внутренняя отделка залов отливалась из топленного гипса с клеем и небольшой примесью краски.
Крымский познавательный журнал "Полуостров сокровищ", выпуск №24.