Найти тему
Большой музей

Армянская история дома № 10 по Большой Садовой

Оглавление

Армяне в Москве

История армянской общины Москвы начинается еще в Средние века. К началу XX века, когда был построен дом на Большой Садовой, в городе уже действовали три армянских храма, у общины было свое кладбище, успешно функционировал банкирский дом «Братья Джамгаровы», основанный представителями богатейшей армянской семьей империи. В Армянском переулке в усадьбе дворян Лазаревых, выходцев из армянских кругов Персии, с 1815 году было открыто армянское училище, впоследствии ставшее одной из лучших гимназий города, известным высшим учебным заведением и важнейшим центром востоковедения в России.

В начале XX века в Москве проживало немало обеспеченных армян – предпринимателей, банкиров, домовладельцев. Выделяется роскошный дворец, построенный к 1912 году Иваном Жолтовским на Спиридоновке, 30 и принадлежавший екатеринодарским купцам Тарасовым. В 1911 году архитектор Сергей Родионов возвел для Гелены Миансаровой доходный дом-терем в неорусском стиле (Сухаревская площадь, 12). Этот участок принадлежал отцу Миансаровой Ивану Ананову, выходцу из Карабаха и московскому миллионеру, еще с 1851 года. До наших дней на Скаковой улице сохранились конюшни, построенные в 1910-е годы по проекту армянского архитектора Аршака Измирова (в соавторстве с братьями Весниными), для Левона Манташева, сына нефтепромышленника Александра Манташева. История и архитектура армянской Москвы заслуживает отдельного издания, но даже в беглом обзоре нельзя не упомянуть огромный доходный дом князя Щербатова, построенный по проекту впоследствии автора генплана советского Еревана Александра Таманяна (Новинский бульвар, 11-13).

В доме № 10 по Большой Садовой, как до революции, так и в советское время, проживали армянские семьи. Дом, как любой другой большой московский жилой дом, тесно связан с историей одной из наиболее многочисленных и значимых для города этнических общин.

Квартира № 7. Семья Вартановых

До революции седьмую квартиру арендовал Багдасар Артемьевич Вартанов (1871–1951), уроженец Ахалкалаки — города в Тифлисской губернии, населенного в основном армянами. Согласно архивным документам, в 1898 году Вартанов устроился на работу в банкирский дом «Братья Джамгаровы», находившийся на Кузнецком мосту. Там он проработал до 1912 года. Багдасар Артемьевич часто менял места проживания в Москве, пока окончательно не обосновался (не позднее 1914 года) в доме на Большой Садовой вместе с женой Елизаветой (Егисапет) Сергеевной, в девичестве Саркисян (1879–1945). У них было трое детей – Србуи (1915-2000-е), Маргарита (1916-2003) и Мелик (1918-1977).

Багдасар Вартанов входил в состав Совета московских армянских церквей, который располагался в Армянском переулке. Внук Багдасара Артемьевича Сергей Акопович Джанумов вспоминал, что его дед до революции помогал бедным армянским студентам, учившимся в Москве, и предоставлял им комнату в своей квартире.

Багдасар Вартанов с женой Елизаветой. Москва, 1914 год. Из личного архива внука Б. Вартанова Георгия Вартанова
Багдасар Вартанов с женой Елизаветой. Москва, 1914 год. Из личного архива внука Б. Вартанова Георгия Вартанова

В 1920-е годы Вартанов занимал должность заведующего товарным отделением Московского учетного общества взаимного кредита. Его жена Елизавета после революции работала мотористкой на швейном обувном комбинате. В 1920-е годы в распоряжении Вартановых остались две комнаты некогда единой пятикомнатной квартиры, превращенной в коммунальную.

У Вартановых часто останавливались гости — друзья и родственники из Закавказья. Так, например, в 1920-е годы в квартире № 7 временно проживали безработный актер Ваганес Каспарович Вартанов вместе с матерью Арипсиной Карапетьевной, Николай Тер-Мануельянц вместе с супругой.

Нэпманская кондитерская «Меланж» армянина Карджардусова

В начале 1920- годов на втором этаже в 37-й квартире, где до революции располагалось общежитие Высших женских курсов Герье, открыли рабочую столовую. С 1922 года в условиях НЭПа на месте рабочей столовой открылась кондитерская «Меланж». Ею руководил тбилисский армянин Григорий Исаакович Карджардусов («Вся Москва. Адресная и справочная книга...», 1923 год), упоминаемый в списках жителей на1924 год под фамилией Каджардузов. Проживал он в квартире № 46, объединенной с квартирой № 37, вместе с молодой женой Марией Алексеевной.

Художник Георгий Богданович Якулов (1884–1928)

В мае 1920 года в мастерскую № 38 въехал Георгий Богданович Якулов, один из самых ярких театральных художников Москвы 1920-х годов. Георгий Якулов родился в 1884 году в Тифлисе в армянской семье. В 1893 году он вместе с матерью переехал в Москву, где был принят, как он пишет в своей краткой автобиографии из личного дела, в Лазаревский институт восточных языков, располагавшийся в Армянском переулке. Значительная часть наследия Якулова хранится в Национальной галерее Армении.

Мастерская Якулова на Большой Садовой была известна всей литературной, театральной и художественной Москве двадцатых годов. Ее посещали Всеволод Мейерхольд, Александр Таиров, Алиса Коонен, Анатолий Мариенгоф, Владимир Щуко, Анатолий Луначарский, Вадим Шершеневич и многие другие. В 1921 году здесь познакомились Айседора Дункан и Сергей Есенин.


Статья
Статья

Армянская история дома

Семья Вартановых, прожившая в доме с 1914 по 1980 года, художник Георгий Якулов, автор повести «Дом Пигит» Софья Тадэ и другие армяне дома

Артемида (Хосровдухт) Татевосян-Тадэ (слева). 1910-е. Подмосковье. Из личного архива Э.С. Тадэ

Армяне в Москве

История армянской общины Москвы начинается еще в Средние века. К началу XX века, когда был построен дом на Большой Садовой, в городе уже действовали три армянских храма, у общины было свое кладбище, успешно функционировал банкирский дом «Братья Джамгаровы», основанный представителями богатейшей армянской семьей империи. В Армянском переулке в усадьбе дворян Лазаревых, выходцев из армянских кругов Персии, с 1815 году было открыто армянское училище, впоследствии ставшее одной из лучших гимназий города, известным высшим учебным заведением и важнейшим центром востоковедения в России. В начале XX века в Москве проживало немало обеспеченных армян – предпринимателей, банкиров, домовладельцев. Выделяется роскошный дворец, построенный к 1912 году Иваном Жолтовским на Спиридоновке, 30 и принадлежавший екатеринодарским купцам Тарасовым. В 1911 году архитектор Сергей Родионов возвел для Гелены Миансаровой доходный дом-терем в неорусском стиле (Сухаревская площадь, 12). Этот участок принадлежал отцу Миансаровой Ивану Ананову, выходцу из Карабаха и московскому миллионеру, еще с 1851 года. До наших дней на Скаковой улице сохранились конюшни, построенные в 1910-е годы по проекту армянского архитектора Аршака Измирова (в соавторстве с братьями Весниными), для Левона Манташева, сына нефтепромышленника Александра Манташева. История и архитектура армянской Москвы заслуживает отдельного издания, но даже в беглом обзоре нельзя не упомянуть огромный доходный дом князя Щербатова, построенный по проекту впоследствии автора генплана советского Еревана Александра Таманяна (Новинский бульвар, 11-13).

В доме № 10 по Большой Садовой, как до революции, так и в советское время, проживали армянские семьи. Дом, как любой другой большой московский жилой дом, тесно связан с историей одной из наиболее многочисленных и значимых для города этнических общин.

Квартира № 7. Семья Вартановых

До революции седьмую квартиру арендовал Багдасар Артемьевич Вартанов (1871–1951), уроженец Ахалкалаки — города в Тифлисской губернии, населенного в основном армянами. Согласно архивным документам, в 1898 году Вартанов устроился на работу в банкирский дом «Братья Джамгаровы», находившийся на Кузнецком мосту. Там он проработал до 1912 года. Багдасар Артемьевич часто менял места проживания в Москве, пока окончательно не обосновался (не позднее 1914 года) в доме на Большой Садовой вместе с женой Елизаветой (Егисапет) Сергеевной, в девичестве Саркисян (1879–1945). У них было трое детей – Србуи (1915-2000-е), Маргарита (1916-2003) и Мелик (1918-1977).

Багдасар Вартанов входил в состав Совета московских армянских церквей, который располагался в Армянском переулке. Внук Багдасара Артемьевича Сергей Акопович Джанумов вспоминал, что его дед до революции помогал бедным армянским студентам, учившимся в Москве, и предоставлял им комнату в своей квартире.

Фотографии семьи Вартановых

Дети Багдасара Вартанова — Србуи, Мелик, Маргарита. Москва, середина 1920-х годов. Из личного архива Г.М. Вартанова

3 / 6

В 1920-е годы Вартанов занимал должность заведующего товарным отделением Московского учетного общества взаимного кредита. Его жена Елизавета после революции работала мотористкой на швейном обувном комбинате. В 1920-е годы в распоряжении Вартановых остались две комнаты некогда единой пятикомнатной квартиры, превращенной в коммунальную.

У Вартановых часто останавливались гости — друзья и родственники из Закавказья. Так, например, в 1920-е годы в квартире № 7 временно проживали безработный актер Ваганес Каспарович Вартанов вместе с матерью Арипсиной Карапетьевной, Николай Тер-Мануельянц вместе с супругой.

Нэпманская кондитерская «Меланж» армянина Карджардусова

В начале 1920- годов на втором этаже в 37-й квартире, где до революции располагалось общежитие Высших женских курсов Герье, открыли рабочую столовую. С 1922 года в условиях НЭПа на месте рабочей столовой открылась кондитерская «Меланж». Ею руководил тбилисский армянин Григорий Исаакович Карджардусов («Вся Москва. Адресная и справочная книга...», 1923 год), упоминаемый в списках жителей на1924 год под фамилией Каджардузов. Проживал он в квартире № 46, объединенной с квартирой № 37, вместе с молодой женой Марией Алексеевной.

Художник Георгий Богданович Якулов (1884–1928)

В мае 1920 года в мастерскую № 38 въехал Георгий Богданович Якулов, один из самых ярких театральных художников Москвы 1920-х годов. Георгий Якулов родился в 1884 году в Тифлисе в армянской семье. В 1893 году он вместе с матерью переехал в Москву, где был принят, как он пишет в своей краткой автобиографии из личного дела, в Лазаревский институт восточных языков, располагавшийся в Армянском переулке. Значительная часть наследия Якулова хранится в Национальной галерее Армении.

Мастерская Якулова на Большой Садовой была известна всей литературной, театральной и художественной Москве двадцатых годов. Ее посещали Всеволод Мейерхольд, Александр Таиров, Алиса Коонен, Анатолий Мариенгоф, Владимир Щуко, Анатолий Луначарский, Вадим Шершеневич и многие другие. В 1921 году здесь познакомились Айседора Дункан и Сергей Есенин.

Персона
Персона

Якулов Георгий Богданович

Специальность: театральный художник

Художник Семен Иванович Аладжалов (1902-1987)

В 1929 году после смерти Георгия Богдановича в мастерской начал работать его последователь и ученик, театральный художник Семен Иванович Аладжалов. Он родился в Баку в армянской семье инженера Ивана Семеновича и Изабеллы Ивановны Аладжаловых. В 1920-е годы Семен Иванович работал художником-постановщиком в театре имени Сундукяна в Ереване, а с 1927 по 1933 год был главным художником театральной мастерской и заместителем директора по художественной части Дома культуры Армении в Москве, располагавшемся в бывшем здании Лазаревского института в Армянском переулке. Там Аладжалов создал декорации к постановкам произведений армянской классической драматургии — «Хатабала», «Восточный дантист», «Багдасар-ахпар». В 1939 году в Москве проходила первая декада армянского искусства и литературы. Давали премьеру балета Арама Хачатуряна «Счастье», над декорациями к которому работал Семен Иванович. Аладжалов оформил более ста постановок, выставок и интерьеров в Москве, Ереване, Душанбе, Владимире, Софии и других городах.

В 1971 году в Ереване на русском языке вышли уникальные воспоминания Семена Ивановича о Георгии Якулове. После смерти Аладжалова в его мастерской проживала вдова Елена Португалова.

Квартира № 8. Семья Бархударянов

В 1937 году в одну из комнат квартиры № 7 въехала армянская семья Бархударянов. Ашхен Бегляровна (1893–1969) и Александр Барcегович (1889–1975) прибыли из Еревана вместе с сыном Левоном (1918–2017), обменяв ереванскую просторную квартиру на темную комнатку в доме на Садовой. Александр Бархударян числился корреспондентом Центрального комитета Коммунистической партии Армении, писал статьи на армянском и русском языках, переводил армянскую литературу, в частности, перевел мемуары актера Ваграма Папазяна.

 Ашхен и Александр Бархударяны вместе с сыном Левоном. На стене видна полка «Дерущиеся петухи». Ереван, 1929 год. Из личного архива дочери Левона Александровича Бархударяна Марии Левоновны Ватолиной
Ашхен и Александр Бархударяны вместе с сыном Левоном. На стене видна полка «Дерущиеся петухи». Ереван, 1929 год. Из личного архива дочери Левона Александровича Бархударяна Марии Левоновны Ватолиной

Левон Александрович Бархударян стал известным звукорежиссером. После окончания Музыкального училища имени Гнесиных в 1947 году он начал преподавать в детской музыкальной школе Фрунзенского района Москвы. С июля 1950 года работал звукорежиссером в Государственном доме радиовещания и звукозаписи, с июня 1956 года — в Центральной студии телевидения. Левон Бархударян работал на записях и трансляциях программы «Голубой огонек», парадов на Красной площади, выступлений руководителей партии и правительства, музыкальных концертов и постановок Большого театра, Большого зала консерватории. В 1970 году Левон Александрович обеспечивал звуковое оформление Всемирной выставки Экспо-70, проходившей в Японии.

Квартира № 18. Семья Татевосян-Тадэ

Георгий (Геворк) Христофорович Татевосян-Тадэ (1886–1940-е), врач, специалист по нервным болезням, родился в Ереване. Еще до революции он переехал в Москву. Георгий Христофорович снимал квартиру в доме № 13 по Большой Садовой и работал в Московском женском медицинском институте профессора П. Г. Статкевича и приват-доцента А. Б. Изачика, располагавшемся на Кудринской площади, а также вел частный прием у себя дома — по средам, пятницам и субботам с 4 до 6 часов. В 1930-е годы он стал главным врачом Московской областной поликлиники.

Георгий Христофорович Татевосян-Тадэ. 1920-е. Из личного архива И.И. Подольской
Георгий Христофорович Татевосян-Тадэ. 1920-е. Из личного архива И.И. Подольской

Георгий Христофорович Татевосян-Тадэ был женат на Артемиде (Хосровдухт). У них был один ребенок — Софья. В 1917 году семья Татевосян-Тадэ переехала в квартиру № 18 дома № 10 по Большой Садовой. Вероятно, они поселились в доме Пигита за несколько месяцев до революции. Согласно документам 1924 года, Георгию Христофоровичу было отказано в членстве в жилтовариществе в связи с «буржуазным родом жизни». Такая же отметка стоит напротив фамилий Варвары Васильевны Малевинской, бонны семьи Тадэ, и Екатерины Ивановны Безсудновой, прислуги.

Страница из списка жителей 1924 года. Четвертая строчка сверху - Татевосян-Тадэ. ЦГА Москвы. Ф. 2433. Оп. 4. Д. 725. Л. 73 об.
Страница из списка жителей 1924 года. Четвертая строчка сверху - Татевосян-Тадэ. ЦГА Москвы. Ф. 2433. Оп. 4. Д. 725. Л. 73 об.

Дочь Георгия Христофоровича, Софья Тадэ (1909-1976), написала в конце 1960-х годов повесть «Дом Пигит», посвященную жизни дома № 10 по Большой Садовой в 1917–1924 годах, от Октябрьской революции до смерти В. И. Ленина. Это автобиографическое произведение; повествование о жизни девочки Норы — в действительности воспоминания Софьи Георгиевны о собственном детстве. События первых послереволюционных лет показаны глазами ребенка: Норе в 1917 году исполнилось семь.

Софья Георгиевна Тадэ. 1930-е. Из личного архива И.И. Подольской
Софья Георгиевна Тадэ. 1930-е. Из личного архива И.И. Подольской

Софья Георгиевна описывает уличные бои, рейды по квартирам, грабежи, уплотнение квартир, создание домового правления, рабочего клуба, столовой и библиотеки в бывшем доме Ильи Пигита, похороны Ленина. Она рассказывает о своих встречах с Петром Кончаловским, Михаилом Булгаковым, Георгием Якуловым, Сергеем Есениным, Николаем фон Боолем. В повести нашлось место и историям о детских играх во дворе, первой влюбленности, шалостях и дружбе, о дрессированной курице из цирка Никитиных и овце с Кавказа, поселившейся в квартире. Исключительную ценность имеют ее рассказы о жизни Москвы того времени и, в особенности, об армянской общине города. Сама повести впервые опубликована в книге Музея М.А. Булгакова «Большая Садовая, 10. История московского дома, рассказанная его жителями».

В повести фигурирует брат Артемиды Татевосян-Тадэ Мугуч Артипович Джего (1894 – начало 1920-х). Вероятно, Джего — это псевдоним. С 1919 года Мугуч Артипович состоял сотрудником Отдела управления НКВД РСФСР, с 1922 года работал во ВЦИКе инспектором-инструктором, затем перевелся в Наркомфин:

Ввалился на рассвете и не один. С ним в широченной черной бурке, в лохматой черной папахе, надвинутой на лохматые же черные брови, какой-то Гегам <…> На груди у Мугуча пятиконечная звезда, в центре ее серебряные Арарт, обрамленный солнечными лучами. Вокруг надпись: «Хорартнаин Хаяйястан» - Советская Армения <…> Мугучин спутник по-русски не говорит. Вообще, молчалив. Мугуч сказал Норе, что он настоящий разбойник – башибузук. Под буркой у него настоящий кинжал с ложбинкой для стока крови.

Мугуч Артипович Джего. 1910-е. Из личног архива Э.С. Тадэ, дочери С.Г. Тадэ
Мугуч Артипович Джего. 1910-е. Из личног архива Э.С. Тадэ, дочери С.Г. Тадэ

В разное время в доме жили и другие армянские семьи. Бухгалтер Шаварш Барсегович Аветисянц заехал в дом в 1926 году, через 20 лет его сослали в Муром. Сарра Герасимовна Топчиева и Никита Герасимович Топчиев проживали в доме с 1917 года. Оба приехали из Кизляра. Практически ничего нам неизвестно о семье Арзумановых из Пятигорска, а также о Маргарите Александровне Амарьянц, враче Щелковской детской консультации. Мы продолжаем исследование по истории дома, ищем как самих бывших жителей так и их потомков, вероятно, никогда в доме не бывавших. И надеемся, что через некоторое время сможем рассказать больше о бухгалтере Шаварше Аветисянце, пенсионерке Сарре Топичиевой, чертежнике Александре Арзуманове, мастере по переработке на плодоовощной фабрике № 1 Григории Каджардузове, Анаиде Бегляровне Апресян из Дилижана.