Найти тему

Как становятся волонтерами?

В прошлой статье я писала о том, что была участником волонтерской программы "Книжного Гида". Попала я туда случайно: увидела у знакомой в рассылке интересную информацию и пришла на первую встречу. Со мной пошла подруга, так что нам было совсем не скучно и не так страшно окунаться во что-то новое. 

Девушка, основавшая "Книжный Гид", Марта, рассказывала много интересного о детях из Детских домов и разнообразных благотворительных организациях. Каждый волонтер должен был посетить две встречи, на которых было представлено много интересной и полезной информации о том, как ведут себя такие дети, что важно при взаимодействии с ними, с какими реакциями можно столкнуться в ходе общения, что волонтер не должен говорить или делать. Информация оказалась очень полезной, поскольку неопытные молодые люди, не имеющие представления о жизни малышей вне семьи, могут совершить множество ошибок и навредить тем самым ребенку.

Книжный Гид предлагает две программы волонтерского движения: чтение книг детям и обучение их английскому языку. Каждый волонтер выбирает наиболее интересную для него программу и вносит свое имя в соответствующий список. Дальше необходимо выполнить тестовое задание, которое представляет собой подробное описание одного занятия. Каждое занятие должно включать в семя смену разных видов деятельности. Например, если речь идет о чтении книги, то важно не только прочитать книгу, обсудить ее и выделить главную мысль, необходимо так же предложить детям какой-то творческий процесс, придумать, как можно обыграть прочитанное, возможно, сделать какие-то перерывы, во время которых можно организовать физическую активность. Задания, высланные организаторам, проверяются, и каждый волонтер получает ответ в виде критики своего плана урока, разнообразных замечаний, советов. Все спорные вопросы обсуждаются, организаторы постоянно готовы выходить на связь, если у волонтеров возникают какие-либо вопросы.

Дальше, в зависимости от территориальных предпочтений и возможностей, волонтеров распределяют в Детские дома и приюты, подбирая им группы, в которых они могут проводить занятия. Количество групп и время занятий зависит от пожеланий самих волонтеров. Поскольку большинство молодых людей работает, занятия для многих групп организуются в выходной день.

Каждую неделю происходят встречи, на которых кураторы, волонтеры и организаторы обсуждают все то, с чем пришлось столкнуться за прошедшую неделю. Некоторые просят совета, другие рассказывают о трудностях, возникших при общении с тем или иным ребенком, кому-то необходима помощь с подбором материала, а кто-то просто не чувствует в себе достаточно уверенности и приходит за моральной поддержкой.

Нередко на такие встречи приглашают гостей. Это могут быть более опытные волонтеры, социальные педагоги, психологи и другие люди, имеющие отношение к Детским домам и желающие передать важную информацию своим коллегам. На одну из встреч, например, приходила известная писатель и педагог Марина Аромштам, которая делилась своим опытом участия в проекте “Детские деревни SOS”. Она рассказывала много интересного об образе жизни детей-сирот в таких деревнях, говорила о психологии малыша, оставшегося без семьи, давала советы о том, как при помощи книги можно не только наладить взаимодействие с ребенком, но и помочь ему в его непростой ситуации. Каждый волонтер может свободно посещать подобные встречи, задавать интересующие его вопросы, выносить на обсуждение волнующие темы.

Никто ни над кем не смеется, никто не осуждает неудачи или неумение. Все собираются с одной целью – быть полезным и сделать хоть что-то хорошее для тех, кому в жизни повезло меньше, чем нам самим. Когда попадаешь в такую атмосферу, становится очень радостно от того, что в мире есть много людей, не только способных на сочувствие, но и стремящихся в ущерб своему времени и силам помогать тем, кому, возможно, нужна их помощь. Ведь каждый из нас может сделать наш мир немножечко лучше. Разве не так?...