В разгаре апрель, а значит во многих городах нашей страны объявлены даты так называемых "субботников". Как этому явлению удалось задержаться в современной действительности рассмотрим в данной статье.
Субботники, как общественное явление, возникли на заре советской государственности. Многие граждане, добровольно участвуя в общественных работах по уборке и благоустройству, выражали таким образом свою приверженность общему делу, проявляли социальную активность, пытались внести свой вклад улучшению облика нового государства. Эти мотивы просты и понятны современному человеку.
Почему же изменилось отношение общества к субботникам?
Рядовой гражданин на сегодняшний день редко принимает участие в субботнике добровольно. Обычно происходит так:
Глава муниципалитета, неожиданно обнаружив город, утопающий в грязи весной, издает приказ (а кому он уполномочен приказывать? правильно - своим подчиненным, например главам районов). В приказе обычно указывается - выделить средства/технику/кадры, назначить ответственных и т.п. А также рекомендовать собственникам зданий и сооружений, организациям всех форм собственности провести уборку прилегающей территории в определенные дни, так называемые "субботники".
Главы районов понимают эти указания по-разному. Обладая рычагом административного воздействия на собственников зданий и организации своего района, уже не рекомендуют, а буквально приказывают последним провести уборку своими силами. При этом не выделяется ни дополнительных средств, ни кадровых ресурсов, ни техники. Собственники зданий с тем же вопросом идут к арендаторам - организациям, которые, в свою очередь, вынуждены привлекать собственные кадры, под угрозой лишения дополнительных выплат (а с текущим уровнем "серых" зарплат это крайне эффективно). Так мы получаем цепочку неофициальных правоотношений, прикрывающихся добровольностью.
Существуют ли действительные правовые основания для привлечения работника к такому общественно-полезному делу в законный выходной?
Статьи 110, 111, 113 Трудового Кодекса РФ свидетельствуют, что нет. Даже если принять во внимание возможную дополнительную оплату за работу на субботнике, вряд ли работодатель прописывает ворошение снега, уборку листьев и покраску бордюров в трудовом договоре с бухгалтером, например.
Какими же нормами руководствуется муниципалитет для привлечения граждан и предприятий к уборке территории? Почти в каждом муниципальном образовании существует правовой акт - Правила благоустройства. Случается, что правила благоустройства возлагают на собственников обязанности по содержанию прилегающей территории. Во многих субъектах существует также свой кодекс об административных правонарушениях, который предусматривает санкцию за нарушение правил благоустройства. Однако, позиция Верховного суда не соответствует мнению муниципальных чиновников. Так, в Определении от 17 апреля 2018 г. №50-КГ18-7, суд указал:
"Из анализа приведенных правовых норм в их системном единстве с Федеральным законом от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", регулирующим отношения в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, ст. 37 - 39 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" следует, что федеральное законодательство не возлагает на граждан и юридических лиц обязанности по содержанию иных территорий, кроме земельных участков, находящихся в их собственности или владении. Возложение на собственников, владельцев, пользователей объектов недвижимости обязанности по содержанию территории, прилегающей к их земельным участкам, может быть осуществлено либо на основании федерального закона, либо на основании договора.
Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", допуская установление органами местного самоуправления порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий, не предусматривает возложение на них обязанностей по содержанию таких территорий помимо их воли."
Вместе с тем, часть граждан действительно хотят сделать двор где они живут, улицы города, тротуары и газоны чище. Считаем, что муниципалитетам нужно поддерживать именно такие категории лиц. Почему бы, например, не создать электронный сервис, в котором инициативные группы могли создать заявку на проведение мероприятий по благоустройству, уборке, посадке деревьев. Предоставлять им по этой заявке все необходимые инструменты, транспорт, средства индивидуальный защиты.
Но пока местным чиновникам проще отчитаться о проведенной чужими руками уборке города, ссылаясь на удивительный "энтузиазм" участников, ничего не изменится.