Лет 20 назад, сосед по отцовскому гаражу владел старенькой Волгой 2410. Сосед пытался её продать, но безуспешно. Машина была, в целом, в хорошем состоянии, но вот пробег составлял уже 130 или 150 тысяч километров.
Для Волги это много. Возмущаясь, что цифра пробега явно не отражает общего ухоженного состояния автомобиля, сосед как-то в шутку сказал, что поднимет заднюю подвеску на кирпичи, включит заднюю передачу и скрутит "пару десятков тыщёнок".
Через несколько дней мы с отцом вновь встретили соседа в гараже и каково же было моё удивление, что одометр на Волге стал показывать меньше 100 тысяч километров! Неужели правда, колёса крутятся назад и километраж пробега также идёт в обратную сторону?
Я бы не вспомнил про эту историю, если бы не наткнулся на пост в одном из автофорумов. Местный эксперт там доказывал (и приводил аргументы), что новые, цифровые одометры, конечно, крутят километраж только вперёд, а вот старые, аналоговые, реально могут крутиться назад, если автомобиль едет задним ходом. Что этому просто никогда не придавали значения, так как общий пробег машины задним ходом ничтожно мал, по сравнению с обычной ездой. Эксперт на форуме как раз приводил в примеры старые Жигули и Волги, в которых пробег сматывался без разбора приборной панели.
Это не так. Здесь надо представлять, что именно считывает одометр. Вращение колеса? Нет. Вращение кардана на старых авто? Тоже нет.
На автомобилях с аналоговыми одометрами тросик, который своим вращением "крутил" цифры пробега был подключен к первичному валу в коробке передач. Этот вал крутится всегда в одну сторону, не важно, назад или вперёд едет автомобиль.
Каким же образом тогда сосед по отцовскому гаражу сумел скрутить пробег? Очень просто - отсоединил тросик от коробки передач и при помощи электродрели стал крутить его в обратную сторону. По его признанию, ему понадобилось два дня, чтоб смотать около 50 тыс пробега. Оговорюсь сразу - счетчиков электроэнергии тогда в гаражах ещё не было. Если бы у нас были электромобили - это был бы рай :)
Что интересно - мировой рекорд движения задним ходом был поставлен именно россиянином. В 2009 году житель Омска Сергей Силков 25,5 часов смотрел в зеркало заднего вида, нарезая круги по омскому ипподрому.
Что интересно, изначально Сергей выбрал для этого дела праворульный седан Toyota Mark2, но уже на тестовых заездах "японский автомат" начинал дёргаться и вести себя странно при долгом движении задним ходом. В итоге Сергею пришлось использовать классический ВАЗ-2107.
Впрочем, машину всё-же модернизировали. Редуктор перевернули - у "семёрки" появились 5 задних скоростей и только одна передняя. Сиденья поставили от Тойоты, а выхлопную трубу вывели в бок. Так как поездка длилась больше суток - в задний бампер поставили фары, а на решетку радиатора нацепили кожух для разворота потоков воздуха и охлаждения двигателя.
По словам Сергея, он больше смотрел в зеркало заднего вида. Можно было и шею выворачивать, но уже через час начинают сильно болеть глаза. В итоге, за 25,5 часов он проехал 942 километра, временами разгоняясь до 80 км/ч.