Найти тему
Телеканал Домашний

ТОП-5 культовых семейных саг

Оглавление

Любовь и ссоры, встречи и расставания, горе и радость, фамильные тайны... Этот телевизионный жанр, рассказывающий о судьбе нескольких поколений семьи на фоне событий, происходящих в стране, давно завоевал зрительскую любовь. Его основоположником в отечественном кинематографе стал знаменитый тандем Усков-Краснопольский. Предлагаем пятерку лучших телевизионных киноэпопей, снятых этими режиссерами.

Фамилии Ускова и Краснопольского практически никогда не упоминаются по отдельности. Мир киноиндустрии привык к этому режиссерскому тандему. Дуэт Валерия Ускова и Владимира Краснопольского спелся давно. Двоюродные братья с детства вместе: росли, учились и потом стали вместе снимать. Всего на счету режиссерского тандема около десятка кинокартин. И каких!

Именно с их легкой руки родился такой телевизионной жанр как семейная сага. Легендарные киноэпопеи «Тени исчезают в полдень» и «Вечный зов» до сих пор смотрят с удовольствием зрители разных поколений. Впрочем, и в XXI веке основоположники семейной саги не остались на обочине кинематографа. Они продолжили творить масштабные проекты, не изменяя выбранному жанру – история судьбы человека. Называть свои работы сериалами режиссеры не любят. Они говорят, что сериалы – это «продукт на потребу дня, настоящее же кино проживет не одно десятилетие и будет неизменно вызывать зрительский интерес». Герои их кинороманов не боятся трудностей и борются за семейное благополучие любой ценой, превозмогая горе, разочарования, слезы и расставания.

В интервью «Домашнему» Валерий Усков как-то сказал:

«Нас почему привлекла когда-то идея многосерийного фильма – потому что он позволяет проследить процесс формирования личности, докопаться до истоков подвига или предательства человека».

Ему вторит Владимир Краснопольских:

«Всегда интересно работать, когда в центре внимания – судьба человека, как в телесериалах «Тени исчезают в полдень», «Вечный зов». В них была трагедия целого народа, людей, живущих на стыке эпох – совершенно разных по происхождению, менталитету, по ощущениям жизни и, наконец, просто по географии. Когда об этом написано выпукло, когда судьба героя как-то соприкасается с твоей судьбой, за произведение интересно браться».

Какие же семейные саги этих двух режиссеров считаются лучшими и заслуживают внимания?

«Тени исчезают в полдень» (1972)

В центре 7-серийной картины – человек, во всей сложности его духовной жизни. Это семейная хроника, действие которой происходит в сибирской глуши в селе Зеленый Дол, охватывает 70-летний период. Зажиточная семья прячется здесь от советской власти, скрывая свое происхождение. Интересно, что характеры некоторых персонажей Валерий Усков «списал» с собственных родителей.

Первоначальная версия не прошла цензуру, создателям пришлось вырезать некоторые сцены – в основном связанные с темой 1937 года арестами и допросами. Эти куски сохранили на память с надписью: «Для себя и друзей».

«Вечный зов» (1973)

-3

Телесериал, получившийся гораздо более масштабным, чем предыдущий проект, включает в себя 19 серий в двух сезонах. Это история 60-летнего исторического периода (с 1906 по 1961 годы), в центре которого жизнь обыкновенной семьи – братья Савельевые из далекого сибирского села. Они пережили три разрушительные войны, государственный переворот и его последствия. От персонажей требовалось постоянно балансировать между ненавистью и любовью, принимать жизненно важные решения.

В 1996 году создатели смонтировали новую версию сериала, дополнив его удаленными эпизодами. Как и «Тени исчезают в полдень», картина имела большой успех у публики, неоднократно отмечена престижными наградами. А сами режиссеры были удостоены Государственной премии СССР (1979).

«Две судьбы» (2002)

-4

Действие их фильма «Две судьбы» происходит на протяжении второй половины ХХ века, охватывая период «от шестидесятых годов до шестисотых «Мерседесов». В центре сюжета находится жизнь двух подруг Веры и Лиды, не похожих друг на друга. Любовь, мечты, соперничество и предательство – все переплелось в захватывающем сюжете. На примере судеб главных героев можно проследить, как мы прошли через все эти годы. 20-серийный фильм был удостоен приза за лучшую режиссуру и приверженность телевизионной теме. Сами режиссеры назвали сериал «кинороман».

Телесериал имел самый высокий телевизионный рейтинг. Зрители буквально завалили режиссеров письмами с требованием рассказать, как сложились судьбы героев дальше. На экраны вышел фильм «Две судьбы 2», затем «Две судьбы 3». Всего было снято 4 сезона. В 2008 году съемки сериала были прекращены из-за упавших рейтингов.

«Ермоловы» (2008)

Еще одна семейная сага «Ермоловы» – это 32-серийная история о том, что «любовь нечаянно нагрянет» и что не все в жизни случается просто так, за многие вещи ответственны рок и древнее проклятие. Мелодрама с элементами мистики. Герои раз за разом вынуждены искать, находить, терять и снова обретать свое личное счастье, словно напоминая зрителям, о хрупкости человеческих чувств.

В центре сюжета жизнь бизнесмена Сергея Ермолова, который знакомится с инфернальной красавицей-художницей Амалией и ее восьмилетней дочерью Марусей. И эта встреча круто меняет жизнь любящего супруга и отца. Сергей понимает, что его страсть – это наваждение, но не в силах устоять – чары Амалии слишком велики. А виновато в этом родовое проклятие, и трагедия которая произошла в семье Радзивиллов в XVII веке в Польше. 

Кстати, некоторые актеры сериала сыграли свои роли в разном возрастном диапазоне. Анна Большова (Анна Ермолова) была и в 17-летнем, и в 40-летнем возрасте. Елена Захарова играла Антонину Ермолову не только в юности, но и в детстве – 14-летнюю девочку.

Актер Дмитрий Попов был в образе 20-летнего, 40-летнего и даже 70-летнего Василия Ермолова. Дмитрий Щербина, сыгравший главного персонажа Константина Ермолова, также старел по ходу развития сюжета. Впрочем, к возрастному гриму актеру не привыкать – он его опробовал еще в «Двух судьбах».

«Дом с лилиями» (2014)

-6

Масштабная семейная сага о судьбе героя-фронтовика Михаила Говорова, его любимых женщинах и детях. Зрители могут проследить судьбу нескольких поколений советских и постсоветских людей.

Основной накал страстей происходит между драматически-любовным треугольником – Говоров (Сергей Маховиков), его жена Маргарита (Олеся Судзиловская) и любимая женщина главного героя Тася (Дарья Мороз), которую он встретил во время войны, но потом был убежден, что она погибла.

Загадочный дом, в котором поселилась семья Говоровых, действительно существует под Киевом – небольшой домик с выходом к озеру. В народе его называют «дом писателя». Однако то, что зрители видят внутри дома – ненастоящее: все интерьерные съемки проходили в современном павильоне.

Подписывайтесь на канал, ставьте лайки, делитесь постами в социальных сетях! Не пропустите еще больше интересных материалов.

Ваш Dомашний.