Найти в Дзене

Дети в монастырской темнице

Использование монастырей как мест наказания и исправления преступников было распространено в России. До конца XIX века церковь сохраняла право наказывать правонарушителей, используя по отношению к ним различные методы воздействия. Наиболее часто ссылали в монастыри Европейского Севера - дальние, со строгими порядками и суровыми условиями.

В самой Вологде было три таких места - Спасо-Прилуцкий монастырь, Горицкая обитель и Спасо-Духов монастырь.

Раньше других для ссылки стал использоваться Спасо-Прилуцкий монастырь. Построенные в царствование Алексея Михайловича башни в Спасо-Прилуцком монастыре имели так называемые "каменные мешки" - небольшие помещения, куда якобы помещали преступников. Один из посетителей писал:

"Я видел знаменитые мешки-темницы в башнях Кириллова монастыря. Прилуцкие отличаются от последних круглою формою (кирилловские - восьмиугольные) и гораздо теснее их, отчего казались мне более страшными. Непонятно, с какой целью строились они в кроткое царствование Алексея Михайловича...".

Опасаясь захвата трона, старший сын Василия Темного Иван III в 1491 году приказал взять под стражу своего брата Андрея Углицкого с сыновьями Иоанном и Димитрием. Отец умер в темнице в 1493 году. Наибольшие страдания выпали на долю его детей, Иоанну было 12 лет, Димитрию - 13. Содержание их в Спасо-Прилуцком монастыре было очень тяжелым, они находились в "узкой темнице" и были скованы тяжелой цепью.

О вологодской тюрьме известно, что даже в конце ХVII века (1694 год) при Петре Великом многие умирали в ней от голода, тесноты и духоты. Каково же было в ней на 200 лет ранее!

Иоанн (в постриге Игнатий) провел в заточении 32 года, а Димитрий более 50 лет. Лишь после смерти великого князя Василия Ивановича Боярская дума облегчила положение князя Димитрия: с него сняли оковы и разрешили выходить из темницы на территорию монастыря. К этому моменту ему было уже более 60 лет. Но свободы он так и не получил.

Преподобные Димитрий и Игнатий Прилуцкие. Икона. 1-я пол. XVIII в. (ВГИАХМЗ)
Преподобные Димитрий и Игнатий Прилуцкие. Икона. 1-я пол. XVIII в. (ВГИАХМЗ)

Ссылали в Спасо-Прилуцкий монастырь раскольников, сектантов и провинившихся монахов. В начале февраля 1766 г. в монастырь сослали казначея Арсеньево-Комельского монастыря Феофилакта, в отчете настоятеля указывалось, что "Феофилакт непорядочно своему званию всех ругает и бранит в церкви, дерется, из монастыря неведомо куда волочится".

На правом берегу реки Вологды располагался Горний Успенский женский монастырь, который служил и местом ссылки провинившихся христианок. Так, в 1685 году сюда была выслана Евдокия Шаншина за "незаконную винную продажу и воровство".

Ссылка в эту обитель за прелюбодеяние и проституцию была наиболее распространенной. В 1709 году за "блудовство была бита плетью" и заключена в Успенский монастырь местная крестьянка. В 1886 году в Горний Успенский монастырь была помещена на четыре месяца "крестьянская девица" М. В. Соколова за "плотское сожитие". Указывалось, что она ссылается на церковное покаяние под строгий надзор монастырского начальства.

Ссылали за прелюбодеяние даже представительниц дворянства. В 1836 году помещица В. Комаровская, проживающая в Кадниковском уезде Вологодской губернии, была приговорена к семилетней церковной епитимье за "прижитие блудно детей". Синод постановил, что один год помещица должна находиться в Новгородском Свято-Духове монастыре на собственном содержании, а остальные шесть лет - под присмотром приходского священника по месту жительства.

Помимо прелюбодеяния и причастности к расколу в Горний Успенский монастырь ссылали женщин и по другим обвинениям: за длительное отсутствие на исповеди, сквернословие, клевету, драку.

В Горнем Успенском монастыре по отношению к ссыльным широко применялись исправительно-покаянные меры: монастырские работы, обязательная исповедь перед духовником, поклоны.

Активно использовался для ссылки духовных лиц и Вологодский Свято-Духов монастырь. Чаще всего в Свято-Духов монастырь ссылали за пьянство.

В 1825 году в Свято-Духов монастырь был помещен сердобольный дьяк "... за позволение беглой в кандалах ночевать в своем доме". Полиция направила "донос" в консисторию, что "крестьянка Окулина Никитина в кандалах бежала с господских работ. Дьяк Алексей не только дал ей переночевать, но и помог снять кандалы с одной ноги топором".

Среди ссыльных Свято-Духова монастыря были и лица, совершившие уголовные преступления.

Городские монастыри Вологды использовались в качестве мест наказания вплоть до конца XIX века. В них ссылали представителей различных сословий: духовенства, дворянства, купечества, хотя преобладали крестьяне и мещане, наказываемые как за пороки, так и за преступления. Еще чаще в монастыри ссылались провинившиеся лица духовного звания.

Источник: Павлушков А. Р. Пенитенциарная практика монастырей Вологды в дореволюционный период / А. Р. Павлушков // Вологда. – 2003. – С. 276-295

https://www.booksite.ru/fulltext/4vo/log/da/14.htm