Приезд в Санкт-Петербург политических лидеров скандинавских стран - президент Финляндии, президента Исландии, премьер-министра Норвегии, премьер-министр Швеции - событие из ряда вон выходящее.
Если контакты с Финляндией поддерживались, в том числе на высшем уровне, то с Норвегией и Швецией практически нет.
Отношения со Швецией, например, настолько своеобразные, что премьер королевства не удержался, и процитировал Пушкина: «Отсель грозить мы будем шведу, здесь будет город заложен назло надменному соседу».
В общем, боятся, и не скрывают.
Можно даже сказать, что у Путина потребовали – не прямо, косвенно, но очень ощутимо – объяснений, стоит всем продолжать бояться Россию или нет.
Модератор дискуссии сформулировал тезис об "оттепели":
- Здесь лидеры Швеции, Норвегии, Вы впервые за многое время встречаетесь с ними. Вам кажется, что это своеобразно прорывной момент? Возможно, что плохие отношения, которые были у России с Европейским союзом за последние несколько лет, теперь улучшаются, начинается «оттепель».
Но сами лидеры скандинавских государств тут же припомнили Путину Крым и даже деяния Петра I.
А Путин действовал как всегда.
Объяснил, что Россия хочет сотрудничества, но равноправного.
Что санкции может вводить только Совет Безопасности ООН, а все остальное – беззаконная самодеятельность.
Что от санкций Европа страдает больше чем Россия: ЕС - в 2 раза, Германия - в 3 раза.
Что США мешают выгодному сотрудничеству России с Европой, совсем как во времена СССР (проект "газ в обмен на трубы" с ФРГ) и строительства "Северного потока-1" уже во времена РФ.
Над Швецией грубовато посмеялся, припомнив другие строки из того же Пушкина: «Ура! Мы ломим, гнутся шведы…».
Но Финляндию обижать не стал, хотя президент Ниинистё был категоричен: "…санкции были введены из-за российских действий. Если позиция не изменится, санкции останутся, это просто".
Зато фактически произнес гимн новой экономической политике России – сами справимся!
- Будущее России не зависит от санкций. Будущее России зависит только от нас, от того, насколько мы сможем эффективно преобразовывать свою политическую систему, насколько она будет демократичной, насколько она будет выталкивать на поверхность все самые здоровые силы общества, креативную энергию наших граждан. Насколько мы сможем эффективно все это использовать. Насколько мы сможем эффективно использовать внутренние ресурсы российской экономики.
- Вот я говорил о том, что мы 600 с лишним миллиардов вложили в прошлом году (637, по-моему) в импортозамещение. А это все эффективно работает. У нас замечательная наука, образование. Мы все это должны поддерживать в нужном состоянии и двигать вперед. И я уверен, что у нас это получится, в том числе при реализации национальных проектов.
После чего неарктические разговоры были свернуты.
А в Арктике, как я понял, решили сотрудничать.
Так что, да, "оттепель".
Северный, арктический внешнеполитический прорыв.
Дот этого у Кремля больше получалось со странами Южной Европы.
Теперь к диалогу подключились страны Северной, Скандинавской Европы.
Осталось наладить диалог с Трампом, он же хотел?
Хотя тут Путин свой ироничный скептицизм скрывать не стал: "В гости пригласил, а адреса не оставил. Но мы ждем" (это не буквальная, а смысловая цитата).
Так или иначе, но получается, что внешняя политика Путина постепенно берет свое.
Без России жить не получается.