Санкт-Петербург, 10 апр - ИА Neftegaz.RU. 9-10 апреля 2019 г. в г. Санкт-Петербург прошел 5й Международный арктический форум «Арктика - территория диалога».
Темой форума была заявлена «Арктика. Океан возможностей», и тема эта разносторонне раскрывалась как в рамках деловой программы, так и в рамках экспозиции, сопровождавшей форум.
Основное внимание в рамках форума было посвящено раскрытию социально-экономического потенциала арктических регионов за счет освоения углеводородных ресурсов и развития транспортной инфраструктуры. О ресурсной базе Арктики и конкурентоспособности российских арктических углеводородов говорили участники круглого стола «Освоение арктического шельфа: потенциал и риски».
1й замминистра природных ресурсов и экологии РФ Д. Храмов отметил, что в плане лицензирования участков недр в акваториях арктических морей в РФ ситуация неплохая.
По состоянию на 1 января 2019 г. госкомпаниям выдано 69 лицензий на углеводородное сырье общей площадью 1,38 млн км2 - это более 20% всего арктического шельфа РФ.
Из этих 69 лицензий, 29 - у Газпрома, 28 - у Роснефти, 6 - у Газпром нефти и еще 6 у др. компаний. В рамках этих лицензий уже проведен существенный объем работ. В период с 2003 по 2017 гг. на арктическом шельфе проведено более 364 тыс. пог. км 2D-сейсмики, боле 70 тыс. км2 3D-сейсмики. Объем бурения составил 69,4 тыс. м, открыто 5 месторождений.
Но в целом текущая геологическая изученность арктического шельфа остается низкой.
И если изученность сейсморазведочными работами, особенно в западной части арктических акваторий (Баренцево и Карское моря) сравнительно высокая, то восточная часть изучена не столь плотно.
Всего по арктическим акваториям проведено 932 тыс. км сейсмики (плотность 0,25 пог. км/км2).
Неоднородная и в целом низкая геологическая изученность арктического шельфа, в первую очередь, поисковым бурением, делает гипотетическими все оценки ресурсной базы.
Поэтому поисковое бурение критически важно для подтверждения ресурсного потенциала арктического региона.
А речь идет о существенных объемах - ресурсы углеводородного сырья на шельфе оцениваются в 17,3 млрд т жидких углеводородов и 85,1 трлн м3 газа.
О конкурентоспособности российских арктических углеводородов говорил замминистра энергетики РФ П. Сорокин.
Себестоимость добычи на шельфе оценивается в 50-80 долл. США/барр. в Карском море, а через 5-7 лет при прогрессе технологий этот показатель может снизиться до 40-70 долл. США/барр.
В России сейчас идет ускоренная работа над замещением импортных технологий - прогресс достигнут по подводным добычным комплексам (ПДК), специальным маркам стали.
Диапазон цен в 40-70 долл. США/барр. П. Сорокин считает адекватным при такой стоимости место на мировом рынке для российских арктических углеводородов найдется.
Еще одно важное условие - стабильная фискальная система и регуляторика в целом.
Газовую тему развили участники еще одного круглого стола «Производство и использование СПГ в Арктике».
Глава Минэнерго РФ А. Новак отметил, чт о в настоящее время мощности по производству сжиженного природного газа (СПГ) в России составляют 27 млн т/год и на фоне роста спроса на газ в мире у России есть окно возможностей для наращивания объемов производства и экспорта СПГ.
В настоящее время в мире проектируется и вводится в эксплуатацию большое количество заводов, но при этом спрос будет расти.
Дополнительный спрос на СПГ в мире составит от 300 до 350 млн т до 2035 г.
К 2025 г. Россия может увеличить производство СПГ до 73 млн т, а к 2035 г. - до 100-140 млн т/год.
За счет этого Россия сможет увеличить свою долю на мировом рынке СПГ с нынешних 9% до 15-20% к 2035 г.
Реализации этих масштабных планов будет способствовать развитие транспортной инфраструктуры Арктики, ключевым элементом которой является Северный морской путь (СМП). В ходе сессии «Северный морской путь - ключ к развитию российской Арктики» вице-премьер М. Акимов сообщил, что объем перевозок по СМП уверенно вышел на отметку 20 млн т/год. Развитие разных видов транспорта, предусмотренное комплексным планом модернизации и расширении магистральной инфраструктуры до 2024 г., поможет выйти на объем грузопотока в 80 млн т/год.
Это реальная цель, подчеркнул М. Акимов. Правительство РФ сейчас работает над планом по развитию инфраструктуры до 2035 г.СМП прежде всего рассматривается как мультимодальный цифровой логистический коридор и на сейчас внимание правительства сосредоточено на создание благоприятных условий для развития грузовой базы СМП.
Между тем Росатом, получивший в конце 2018 г. статус единого инфраструктурного оператора СМП, нацелен на увеличение объема грузопотока по СМП к 2024 г. не до 80 млн т/год, а до 92,6 млн т/год. Глава Росатома С. Лихачев добавил, что к этой базе планируется в горизонте 2030х гг. добавить значимую часть международного транзита.
К 2030 г. Росатом намерен сформировать флотилию атомных ледоколов, которая позволит осуществлять круглогодичную проводку судов по СМП.
Ледокольный флот будет включать 5 универсальных ледоколов проекта 22220 (мощность 60 МВт), ледокол 50 лет Победы (60 МВт) и ледокол Лидер (120 МВт).
Развитие Арктики с точки зрения геополитики обсуждалось в ходе пленарного заседания «Арктика. Океан возможностей», в котором приняли участие президент РФ В. Путин и лидеры других арктических стран - президенты Финляндии и Исландии С. Ниинистё и Г. Т. Йоханненссон, премьер-министры Норвегии и Швеции Э. Сульберг и С. Лёвен.
Дискуссия на пленарном заседании, несмотря на некоторые политические подтексты, показала, что лидеры арктических государств готовы совместно работать над решением общих проблем.
А политическую тему развивали в шутливом диалоге В. Путин и премьер-министр Швеции С. Лёвен.
Сначала С. Лёвен процитировал фрагмент из «Медного всадника», тот самый, где «отсель грозить мы будем шведу, здесь будет город заложен назло надменному соседу».
В ответ В. Путин вспомнил строки из поэмы «Полтава»: «Ура! Мы ломим, гнутся шведы», сведя это к шутке о том, что чаще такие строки вспоминаются при просмотре игр сборных России и Швеции и российские болельщики не могут так часто воспроизвести эти строки.
Из других ярких моментов дискуссии - говоривший по-русски президент Исландии Г. Т. Йоханненссон, причем говоривший о дружбе, а также министр экономического развития РФ М. Орешкин, вновь оказавшийся не готовым озвучить цифры и не сумевший уточнить озвученную В. Путиным сумму вложений в импортозамещение (600 млрд руб. в 2018 г.).
Несмотря на эти моменты, дискуссия прошла в серьезном ключе, речь шла о по-настоящему важных вопросах. Была видна озабоченность лидеров арктических государств по поводу потепления в Арктике. Оценки темпов этого процесса различаются - В. Путин говорил о том, что потепление в Арктике идет в 4 раза быстрее, чем в остальном мире, а С. Ниинистё привел оценку о 2-кратном превышении. Несмотря на различие оценок, видно было, что эта тенденция сильно тревожит и В. Путина и глав других стран.
В ходе дискуссии также обсуждалось социально-экономическое развитие Арктики. Говоря о российской Арктике, В. Путин еще раз акцентировал внимание участников форума на Северном морском пути, как части глобального транспортного коридора.Для вывода СМП на полную мощность предстоит сосредоточить усилия на развитии коммуникационной и береговой инфраструктуры, включая портовые мощности, средства навигации и метеонаблюдений, обеспечение безопасности коммерческого плавания. Порты арктического побережья планируется модернизировать, реализовав в т.ч. возможности по организации перевозок река-море. При этом СМП должен стать коммерчески привлекательным для грузоотправителей, удовлетворяя их как по качеству, так и по цене. К 2035 г. арктический флот России будет насчитывать не менее 13 тяжелых линейных ледоколов, в т.ч. 9 атомных.
В. Путин поручил правительству ускорить разработку закона об особой системе преференций для инвесторов в Арктике. Ранее министр по развитию Дальнего Востока и Арктики А. Козлов говорил о том, что законопроект о специальных мерах господдержки арктических проектов планируется внести в Госдуму РФ до 1 июля 2019 г. В. Путин уточнил, что закон может быть принят в осеннюю сессию Госдумы.
С учетом особенностей Арктики, преференции для инвесторов должны быть, по словам президента, более продвинутыми, более устойчивыми.
Для наращивания капиталовложений в регионе и запуска новых проектов будут использоваться все инструменты поддержки инвестиций, в т.ч. те, которые были успешно апробированы в рамках программ развития Дальнего Востока.
Поддерживала концепцию развития Арктики через синхронную реализацию крупных проектов, развитие технологий и инфраструктуры поддерживалось и экспозицией выставки. Газпром нефть и НОВАТЭК на своих стендах представили свои крупнейшие арктические проекты. Стенд НОВАТЭКа был выполнен в виде танкера-газовоза Кристоф де Мажери и знаменитой сгущенки - резервуаров для хранения СПГ завода Ямал СПГ. На стенде Газпром нефти была представлена морская ледостойкая платформа (МЛСП) Приразломная.
Широко были представлены научные организации. На стенде НИЦ Курчатовский институт были представлены проекты ПЛК Архангельск, макеты судов, задействованных в развитии арктических проектов, включая ледокол Арктика проекта 22220 и плавучей атомной теплоэлектростанции (ПАТЭС) Академик Ломоносов, а также макет АЭС малой мощности Елена-М, которая может быть особенно актуальна в условиях Арктики.
Центром экспозиции на стенде Министерства науки и высшего образования РФ стал макет арктической станции от МФТИ. Также на стенде демонстрировались разработки, актуальные для поиска и разработки углеводородных ресурсов в Арктике, в т.ч. сейсмоакустический программно-аппаратный комплекс, разработанный ЦМИ МГУ им. М. Ломоносова, а также разработка САФУ им. М. Ломоносова по газовым методам увеличения нефтеотдачи. МГТУ им. Баумана в основном сосредоточился на роботизированных комплексах, показав подводных роботов для мониторинга состояния корпусов судов и для укладки линий связи, а также модель универсальной летающей лаборатории ВСА-500.
На выставке была представлена и более привычная техника, создаваемая для освоения Арктики. Арктический музей напомнил о том, какая техника помогала на начальном этапе освоения Арктики в 1930х гг. Нынешняя техника гораздо более бережна к хрупкой природе Арктики. Экспозиция арктической техники была представлена во внутреннем дворе, только потребовалось дождаться пока закончится снег, чтобы ее как следует рассмотреть. Насколько меньше воздействуют на арктическую почву современные экологически безопасные транспортные средства, такие как КАМАЗ-Арктика или вездеход Шерп, очевидно.
Подробнее на Neftegaz.RU