Я хотела бы начать с цитаты советских ботаников-орхидееводов Герасимова и и Журавлева, книга "Орхидеи", 1988 год, глава Биология орхидей (все дальнейшие цитаты в статье - из этой же книги).
"Большинство приспособлений, выработанных у орхидей в процессе эволюции, позволяют им успешно противостоять неблагоприятным воздействиям окружающей среды. Плотные покровные ткани, утолщённые листья и стебли, превращённые в резервуары питательных веществ и воды - всё это направлено к одной цели: сохранению того малого количества жизненных благ, которые этим растениям удаётся получить в очень непростых условиях эпифитного образа жизни"
И мы с вами и сами видим все это на наших красавицах - мясистые псевдобульбы, жесткие толстые листья, странные корни... почему же мы не делаем выводы от увиденного?
Так же все мы слышали о прекрасной пластичности того же фаленопсиса, способного приспосабливаться к широкому спектру видов содержания. Однако почему мы не используем их природную неприхотливость? Зачем мы растим балованных неженок, когда могли бы пользоваться преимуществами природной засухоустойчивости эпифитного растения? Зачем плачем потом, какие они капризные, эти орхидеи? Мы же сами растим их нежными капризулями. Это не орхидеи такие, это мы их такими делаем.
"Корневая система большинства обычных растений справляется со своими задачами следующим образом: корни глубоко внедряются в почву, надёжно закрепляя растение, а из почвенного раствора, окружающего их, с помощью корневых волосков поглощает все необходимые растению минеральные соли и воду.
Для орхидей такое приспособление неприемлимо. Ведь там, где они обитают, почвы в обычном понимании слова практически нет. Более того - корневые волоски с их тончайшей оболочкой будут немедленно высушены беспощадным тропическим солнцем и ветром. Поэтому корневая система орхидей состоит из множества придаточных корней, покрытых слоем опробковевшей ткани, которая называется веламеном. Именно благодаря веламену орхидеям удаётся решить задачи водоснабжения и питания. Всего несколько слоёв "мёртвых" клеток - и все проблемы решены!"
Посмотрите, как красиво и удобно решила вопрос засухоустойчивости природа! Это ведь и красиво, и удобно - и для нас в доме. Можно сажать орхидею на кусок коры, можно сажать ее голышом в нарядный сетчатый горшок, можно посадить ее на живописную корягу, на кокос, на интересный камень, да на вываренный череп животного для увлекающихся готикой наконец! Останется лишь дождаться, когда корни присосутся к перечисленному, надежно закрепят растение, и наслаждаться красивым цветком с необычной посадкой. Не нужна земля, не нужны горшки, ежегодные пересадки, исчезает множество хлопот, с которыми связано цветоводство более привычных растений. Корни эпифита и есть его субстрат! Кору и прочая мы используем только для своего, личного удобства.
Поглощение воды определяется пропускной способностью веламена. Фильтрация воды через него идёт крайне медленно. Орхидеи просто не могут позволить себе потреблять много воды, ведь их корневая система совсем не приспособлена для этого, так как она работает только в ограниченном диапазоне влажности среды.
Итак, веламен. Он не вырабатывается генетически на корнях, его наличие или отсутствие зависит только от условий содержания вашего цветка, от культуры выращивания. Веламен есть слой отмерших клеток, и в условиях повышенной влажности на новых корнях он не появится, а на старых - задыхается без газообмена, захлебывается в воде. Если ваша орхидея живет в условиях высокой влажности, в воздухонепроницаемом, медленно просушивающемся субстрате, у вас будет корневая система без веламена, с живой ризодермой под тонкой оболочкой, ризодермой, совершенно не приспособленной к жизни в воздушных условиях, она не выдерживает и малейшей просушки. По сути, вы таким содержанием пытаетесь отрастить эпифиту традиционные корни почвенных растений. Благодаря своей выносливости, орхидея на таких корнях еще поковыляет какое-то время, и даже порадует цветами. Но потом ничем хорошим это не кончится. Вы будете вынуждены постоянно поддерживать влажность этим ненормальным, ублюдочным корням, неприспособленным к воздушной жизни, прописанной орхидеям самой природой, и этим-то корням будет хорошо, но вашему цветку - не очень, поскольку такая влажность - благоприятная среда для различных грибных патогенов, которые и доконают вашу орхидею.
Никакого "чуда" в том, что орхидеи растут в сухом воздухе жилого помещения - нет, как нет и самого "сухого воздуха". Относительная влажность 35-40%, обычная для комнат, совершенно не отражает условий, в которых находятся растения, так как вокруг них почти всегда наблюдается влажность в пределах 50-60%
Так зачем вам выращивать изнеженный цветок, если можно воспользоваться его природной выносливостью? Достаточно, чтоб ваша орхидея очень быстро и очень хорошо просыхала после полива, и у нее будет здоровая и крепкая эпифитная корневая система, как природа для нее и задумывала. Отмершие клетки веламена не засохнут в сухом воздухе (как может засохнуть, умереть уже отмершее? оно может только потерять свои свойства и сгнить во влажности, что там обычно и делает), и будут стабильно и надежно питать цветок между поливами из своих запасов, обеспечивая его влагой в течении многих дней и даже недель.
Заканчивая разговор о водном режиме, необходимо сформулировать очередное правило успешной культуры орхидей:
"Избыточная влажность субстрата - злейший враг орхидей. Лучше задержаться с поливом растений, ЧЕМ ПОЛИТЬ ИХ ПРЕЖДЕВРЕМЕННО! (выделено авторами)"
Все изложенное проверено лично мной. Вот белоснежка, которую я обеспечивала влагой в избытке и вырастила ей ублюдочные водоросли вместо эпифитных корней. Белоснежка страдает, болеет, но не отчаивается и что-то растит себе на спасение в сухости. А не увлекайся я влажным содержанием? У меня была бы прекрасная, крупная, мясистая орхидея с отличными эпифитными корнями, ведь некогда именно такой я ее и купила. И я же превратила ее в сморщенную бедняжку с соломой вместо корней. Не белоснежка у меня капризная, я дурища, начитавшаяся форумов!
Вот новичок с теми самыми эпифитными корнями, повезло при покупке, сидит без воды голым в дырявом горшке вторую неделю и никак не проявляет жажды.
Вот фаленопсис на блоке, часть корней - отмершие водоросли, часть - здоровые эпифитные, свеженькие. Вторая неделя без воды и брызгалки - полет нормальный.
Вот фаленопсис по прозвищу Кабаниха, у нее при покупке почти все корни были ублюдками и я их состригла. Пришла весна, и Кабаниха заполонила всю кору отличными толстенькими эпифитными корешками, они просвечивают сквозь стенки и радуют меня безмерно. Кабаниха так же видит воду раз в пару недель, не чаще.
Вот купленная залитой очень засухоустойчивая по природе каттлея, все корни которой превратились в вышеописанных ублюдков, содержится в сухости и аскезе и уже растит нормальные эпифитные корни.
Мы сами превращаем цветок, генетически готовый к аскетичной жизни, в капризную принцессу, которой непонятно, чего надо - и того дали, и этого, а она все равно возьми и сдохни. Стоит перестать это делать, как мы получим великолепно неприхотливые, потрясающе выносливые, прекрасные растения, не доставляющие особых хлопот и расстройств, приносящие только радость и красоту.