Начало здесь: Выставка Ильи Репина в Новой Третьяковке.
О выставке писать сложно - надо ходить и смотреть, слишком много там всего. Вот место, где должно висеть полотно "Иван Грозный и его сын". Оно уже два раза подвергалось варварскому нападению, последний раз в 2018 году. Сейчас на реставрации. Такую неоднозначную реакцию вызывают его картины даже у современников.
Менялись религиозные взгляды Ильи Ефимовича - от "очарования трагизма" в " Воскрешение дочери Иаира " до знаменитого "Крестного хода в Курской губернии".
На религиозные взгляды Репина повлияла и многолетняя дружба с Львом Николаевичем Толстым. Портреты Толстого он писал неоднократно в разных интерьерах - в комнате с женой, в лесу, на лугу, за работой... Один из поздних портретов отражает духовное преображение Толстого. Сам Илья Ефимович характеризует его так: ".. точно тело его живет отдельной жизнью, а дух остается безучастен к земной жизни, а где-то уже выше, независимее от тела. "
А вот портрет протодиакона Ивана Уланова, о котором Репин отозвался так: "..ни на одну йоту не попадается ничего духовного — весь он плоть и кровь, лупоглазие, зев и рев бессмысленный…»
Противостояние плоти и духа.
На третьем этаже выставки расположен исследовательский отдел. Для меня он оказался самым интересным. Современные методы позволяют распознать ход мыслей художника, этапы работы над картиной. Сюжет знаменитого культового полотна "Иван Грозный и его сын" перекликается с сюжетами испанца Франсиско Гойи "Сатурн, пожирающий своего сына", голландца Ван дер Вейдена "Снятие с креста", итальянца Агостино Карраччи "Оплакивание Христа", Роберта Кампеи "Троица". Об этом рассказывает один из интерактивных стендов. Подойдя к другому стенду, можно сравнить поведение толпы при массовых культовых мероприятиях, каким его запечатлели разные художники 19 века: Василий Перов "Сельский ход на Пасхе", Михаил Нестеров "На Руси", Леонид Соломаткин "Крестный ход". Илларион Прянишников "Крестный ход". И, разумеется, Илья Репин "Крестный ход в Курской губернии".
Исследую картину "Монахиня", ученые обнаружили под слоем краски - другой слой, который не только изменил сюжет, но и рассказал нам о взаимоотношениях в семье Репина. На картине "Монахиня" изображена своячница Ильи Ефимовича - сестра жены его брата. Первоначально девушка была изображена в бальном платье, но затем родственники поругались, и Илья Ефимович "переодел" героиню - сделал ее монахиней. Такая тонкая месть, на которую способен художник. Мы все живые люди..
Следующий стенд повествует об истории создания знаменитой картины "Не ждали". Оказывается, современники предпочитали называть ее "Возвращение ссыльного в свое семейство после долгих лет каторги". А этим ссыльным героем был не мужчина, а женщина. Вот такие зигзаги феминизма в 19 веке.
Как тут не вспомнить о взаимоотношениях художника с такой незаурядной женщиной своего времени, как Наталья Борисовна Нордман.
Я с удовольствием посмотрела фильм, где отслеживается история создания полотна. Ученые восстановили "говорящие" подробности, логику появления и исчезновения героев, деталей, предметов на картине... Художник долго "искал" своего главного героя, исследовал походку, движения, наклон головы, жесты. Появлялась и исчезала трость, менялся возраст и пол. Художник так до конца и не был удовлетворен результатом, даже после экспонирования картины на 12-й передвижной выставке... Такие муки творчества!
Еще один стенд исследует картину "Перед исповедью". В 1936 году картина получила другое название - "Отказ от исповеди", что совершенно исказило авторский замысел. Посмотрим внимательнее.
Герои молчат, но их молчание красноречивей любого диалога.
А может быть так:
"... Услышь же ты, старик,
предсмертное раскаянье мое.
Прости, господь, что бедных и голодных
Я горячо, как братьев, полюбил...
Прости, господь, что вечное добро
Я не считал несбыточною сказкой.
Прости, господь, что я добру служил
Не языком одним медоточивым"
Н.М.Минский "Последняя исповедь"
Актуально. Ничего, пожалуй, не изменилось.
По приведенным эскизам видно, что для образа заключенного художнику позировали многие модели. А также Репин использовал этюд "Христос" 1884. Духовные терзания и духовная стойкость - вечные темы творчества художника.
Такие получились картинки с выставки. Вернее, самые яркие моменты.
А вы интересуетесь живописью ? Посещаете выставки? Какие картинки сложились у вас? Делитесь впечатлениями в комментариях.
О выставке Сокровища музеев России можно прочитать здесь.