История о том, как молодые энтузиасты «раскачали» гостиницу в Архангельской области
ИВАН И ЕЛЕНА ШЕСТАКОВЫ КОГДА-ТО МЕЧТАЛИ О ТОМ, ЧТОБЫ УПРАВЛЯТЬ СОБСТВЕННЫМ ОТЕЛЕМ. И ОДНАЖДЫ МЕЧТА ПОСТАВИЛА ИХ ПЕРЕД ФАКТОМ: «ВОТ Я! РЕАЛИЗУЙТЕ. ДРУГОЙ ВОЗМОЖНОСТИ НЕ БУДЕТ». ШЕСТАКОВЫ ПРИНЯЛИ ВЫЗОВ, ПОЛНОСТЬЮ ИЗМЕНИЛИ ОБРАЗ ЖИЗНИ И УЖЕ ПЯТЫЙ ГОД ВМЕСТЕ СО СВОИМИ РОДСТВЕННИКАМИ, СЕМЬЁЙ КЛЕПИКОВСКИХ, РАЗВИВАЮТ ПРОЕКТ «ЛЕСНОЙ ОТЕЛЬ «ГОЛУБИНО» В АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ. ЧИТАЙТЕ О ТОМ, ЧЕГО ИМ ЭТО СТОИЛО И С ЧЕМ ПРИШЛОСЬ СТОЛКНУТЬСЯ, СОЗДАВАЯ ГОСТИНИЧНЫЙ БИЗНЕС В РОССИЙСКОЙ ГЛУБИНКЕ.
Место силы
Изначально Шестаковы не имели никакого отношения к индустрии гостеприимства. Елена работала научным сотрудником в НИИ океанологии, Иван занимался пассажирскими перевозками. Жили в Архангельске и приезжали иногда на свою малую родину – в Пинежский район. А там, в посёлке Голубино, был туркомплекс, расположенный в живописнейшем месте (единственный на всю округу, если не считать маленького гостевого дома). Глядя на него, супруги часто обсуждали, как бы всё там устроили, если были бы хозяевами.
И вот в 2014 году выясняется, что гостиница находится в процессе банкротства, всё имущество заложено-перезаложено, вскоре пойдёт с молотка.
«Так жалко было терять это место, отдавать в чужие руки! Потому и появилась идея купить гостиницу», – вспоминают Шестаковы. Своих средств на такой проект не было, в качестве инвестора привлекли брата Елены – Олега Клепиковского, который живёт и работает в Москве. А его супруга Анна вызвалась дистанционно заниматься маркетингом.
…Прежде чем продолжить эту историю, зададим такой вопрос: «Почему туркомплекс в Голубино прогорел при бывшем владельце?» «Думаю, основная причина в том, что он жил в Москве, – считает Елена Шестакова. – Занимаясь гостиничным бизнесом, нужно быть на месте, участвовать постоянно, чувствовать настроения среди персонала, общаться с клиентами, видеть все достижения и проблемы, искать, что где улучшить. И, конечно же, обновлять материальную базу, следить за трендами в гостиничной сфере и внедрять их у себя. Предыдущий владелец сделал очень много. Но, уехав жить в Москву, подписался под банкротством своего туркомплекса».
Сколько стоит мечта
Кстати, о вложениях. Туркомплекс в Голубино (50 койко-мест) достался новым владельцам примерно за 10 млн руб. – столько стоили 0,75 га земли, четыре здания общей площадью 150 кв. м, одно сгоревшее строение и два технических помещения. Бизнес-плана у Шестаковых – Клепиковских не было, и они не предполагали, что вскоре затраты возрастут многократно.
Как оказалось, они приобрели не совсем то, на что рассчитывали. «Мы думали, это действующий бизнес, и всё здесь работает. Но системы отопления, водоснабжения, канализации оказались устаревшими и неэффективными, часто ломались, – вспоминает Елена. – Пришлось строить новую котельную, закупать оборудование. Это были большие непредвиденные расходы».
Естественно, поменяли интерьер в имевшихся корпусах. Построили ещё одно здание на 11 номеров, оборудовали конференц-зал, ресторан, благоустроили территорию. Одновременно постигали азы гостиничного бизнеса. И тут вскрылась ещё одна неожиданность, связанная с персоналом.
Только для своих
Новые владельцы хотели сохранить в отеле прежний коллектив, собирались учиться у своих сотрудников («Они же люди опытные»). А на практике оказалось, что те и сами не имеют представления о современных стандартах сервиса. Все они были местными жителями, многие из Пинежского района никогда не выезжали и других отелей не видели. Думали, например, что можно размазать пюре по тарелке, бросить сверху котлету – и вот он, комплексный обед. Честно не понимали, чем недовольно начальство и что от них требуется. Некоторые и не хотели этого знать, им пришлось уйти.
Но большинство сотрудников ценили свои рабочие места и готовы были развиваться. Их Шестаковы – Клепиковские стали обучать: вывозили в Архангельск, в Сочи, показывали, как всё устроено в крупных туристических центрах. И это, конечно, тоже обошлось довольно дорого, но собственники не жалеют – они изначально планировали работать именно с земляками. У них такой принцип: «Развивая бизнес, развиваем регион». Поэтому нанимать приезжих сотрудников повахтенно они не хотели, хотя это был бы самый простой и бюджетный вариант.
Такой подход себя оправдал, позволил создать уютную атмосферу в отеле и улучшить качество сервиса. А кроме того, прочная связь с земляками оказалась страховкой на разные случаи жизни.
Самый крупный форс-мажор
Надо сказать, что владельцам «Голубино» пришлось решать самые разнообразные проблемы. Один из примеров.
Рождество, полная загрузка… И вдруг вечером происходит авария на линии электропередачи, а вслед за этим ломается ещё и резервный дизель-генератор. За окном мороз минус 30. Ясно, что ликвидировать аварию оперативно не получится и найти альтернативные варианты размещения в гостиницах нереально, потому что в округе их просто нет – не везти же людей ночью в Архангельск за 200 км.
Как быть? Посоветовались с сотрудниками и отправили в гости к ним и к их родственникам всех клиентов – 50 человек. К утру ЧП удалось ликвидировать, а туристы вернулись в полном восторге, их приняли как близких людей! Кто-то рассказывал, как парился в бане, кого-то угощали самогоном – словом, люди из Москвы, Петербурга и других городов погрузились в жизнь архангельского села.
То был самый крупный форс-мажор в практике Шестаковых – Клепиковских, больше они такого не допускали. «Но вообще разные непредвиденные ситуации – наша повседневная жизнь, и мы уже к этому привыкли, – рассказывает Елена. – Для себя сделали вывод: решение можно найти всегда. Главное – говорить со своими сотрудниками и клиентами на одном языке».
При чем тут олени
Для любого отеля главный вопрос – как обеспечить стабильную загрузку? А когда вы работаете в глубинке, это требует особых усилий и креативности, такую задачу нельзя решить удалённо и по совместительству. Поэтому Анна Клепиковская тоже полностью посвятила себя семейному бизнесу, оставив перспективную и хорошо оплачиваемую должность начальника юридического отдела в крупной компании.
Сделали с нуля современный сайт, новый брендбук, занялись продвижением в соцсетях, а чтобы развлекать у себя гостей, стали устраивать совершенно небывалые мероприятия. Например, одним из самых ярких событий года в Архангельской области стал День оленя в Голубино.
В начале весны в Пинежском районе обычно собираются со своими стадами оленеводы – коми и ненцы, которые до сих пор ведут кочевой образ жизни. И вот владельцы отеля в Голубино решили подарить оленеводам праздник, а на него пригласить гостей-туристов. В программе: гонки на оленьих упряжках (специально строили трассу), фольклорные концерты, флешмобы, знакомство с бытом кочевников. Для оленеводов, которые участвуют в этих событиях, голубинцы готовят призы – бензогенераторы, бензопилы, лодки, снегоходы. Ценнейшие вещи, которые кочевникам обычно не под силу приобрести на свои средства.
Отклик публики легко измерить количеством проданных билетов. В 2017 году устроители рассчитывали привлечь 600 зрителей, но за четыре дня получили 1200 заявок, стали экстренно расширять масштабы праздника. В 2018-м оленье шоу в Голубино посетили 2500 человек.
Кроме этого самого масштабного эвента в отеле постоянно проводятся квесты, экскурсии по авторским маршрутам, рыбалка, охота – размах растёт. Загрузка отеля – тоже.
В прошлом году владельцы отеля «Голубино» вместе с партнёрами из района выиграли грант на продвижение Пинежского района, 800 тыс. руб. На уровне местной власти их заметили и теперь стараются помогать в решении административных вопросов.
…
А что же финансовые результаты проекта? За четыре с лишним года вложено 40 млн руб., объект вышел на операционную прибыль, но инвестиции пока не окупились – на это потребуется ещё лет пять.
Владельцы говорят, что не жалеют о принятом когда-то решении полностью изменить свою жизнь. И в это охотно веришь, они совершенно точно получают удовольствие от работы.
Интересно, удалось ли им вывести универсальную формулу успеха в российском гостиничном бизнесе? «Главное – любить своё дело», – отвечают Шестаковы – Клепиковские. Звучит вроде бы банально, однако, поразмыслив, понимаешь: да, такой проект можно начинать только по любви, без вариантов. На голом расчёте долго не продержишься.
Автор: Наталья Меньщикова