Есть на земле благословенное место, где я появилась на свет. Малая Родина. На просторах смешанного мелколесья юга Западной Сибири, раскинулось сельцо Ситниково. Своё название оно получило по фамилии первых поселенцев аж в 18 веке.
На момент моего появления на свет и в продолжение моего детства (1950-1960-ые годы) это было довольно большое село. В школе училось около 1000 учеников. Главная улица села (улица Победы) протянулась на несколько километров. Кроме улицы Победы, в селе больше десятка улиц, и все довольно длинные. Школа стояла примерно в центре села. Моя семья жила в конце улицы Лесная, которая впоследствии соединилась с улицей Чапаева. Названия улиц были незатейливые и либо отвечали духу времени (Советская, Первомайская), либо были названы по принадлежности (Школьная, Набережная, Береговая, МТС). Чтобы дойти от дома до школы, мне требовалось около получаса. Путь был живописный, потому что короче было пройти «огородами», чем по направлению улиц, сворачивая с одной на другую.
Там, в школе, был неравнодушный учитель истории, Пономарёв Ремир Артемьевич, благодаря стараниям которого был создан школьный музей истории села. Музей существует и поныне и имеет довольно интересные экспонаты. В нынешние техногенные времена, когда без компьютера и мобильного телефона шагу ступить нельзя, где ещё увидишь предметы быта, которые были в ходу всего-то чуть больше полувека назад: угольные утюги, самовары, чугунки, глиняные горшки, ухваты, русская печь, керосиновая лампа, деревянный ткацкий станок и многое другое.
Дом, в котором прошло моё детство, стоял на краю села и на берегу речки. Сразу за огородом начинался земляничный лес, за речкой раскинулась большая незабудковая поляна, а чуть дальше ямы, оставшиеся от выемки песка, потом заросшие, в которых ранней весной стояла чистейшая талая вода, и было видно каждую былиночку, каждый листик, оставшиеся с осени. Позже вода уходила, всё покрывалось зелёным ковром. А к осени под берёзками, что росли по краям ям, появлялись подберёзовики и синявки. Можно было без особых хлопот организовать на обед грибной супчик или пожарить картошку с грибами.
Теперь о том, что дом окружало. Дом был в конце улицы. Соседи, с которыми была граница прилегающего к дому участка, были одни. С другой стороны дома, как уже было упомянуто, была речка. Это было очень удобно. Речка обеспечивала полив огорода летом, воду для хозяйственных нужд – для бани, для стирки. Чтобы напоить домашних животных, для чего их просто гоняли к реке – даже зимой к проруби. В проруби также полоскали бельё, несмотря на ледяную температуру. Такая была жизнь. Сейчас это даже трудно представить.
Есть семейное предание, что прежде чем переехать в свой дом, семья (меня правда на ту пору ещё не было) жила в землянке!!! А переезд, точнее переход, так как перевозить особенно было нечего, выглядел довольно любопытно. Впереди всех по тропинке шёл отец, потом мама, потом трое детей, потом бабушка. Каждый нёс посильный груз. Дети тащили ухваты, кочергу. Это был мой старший брат и две сестры. Было им соответственно лет 6, 5 и 3. Примерно это был 1955-1956 год..
К моменту моего общения с внешним миром я обнаружила, что улочка, на краю которой стоял наш домик, имела несколько домов подальше от речки. Но уходить дальше двора и близлежащего к нему пространства не поощрялось. Может быть, поэтому мне нравилось лазить на ворота. Ворота со стороны двора закрывались перекладиной. Влезаешь на эту перекладину и наблюдаешь Мир - такая детская забава.
В школу, в первый класс я пошла в 1965 году. Как это было далеко! Далеко от настоящего и довольно далеко от дома. Пару километров надо было пройти. Самым трудным было вернуться домой после второй смены. Осенью было уже темно, а часть пути пролегала через парк. Если на улице падал свет из окон, то в парке была кромешная тьма. И вот я, 8-9-летняя девочка с замиранием сердца сворачивала с улицы в парк. И тут же меня останавливал страх: впереди кто-то стоял в ожидании меня. Но сколько ни жди, а домой надо. Потихоньку, по шажочку я шла по тропинке. Вот он, который меня ждёт не с лучшими намерениями, уже совсем близко. О, да это же столб! Какое облегчение! Не могу объяснить, почему меня никто не встречал, ведь семья была любящая. Наверное, это был воспитательный приём.
Ситниково живо и сейчас. Только стало значительно меньше по числу жителей. И больше нет парка, через который, я боялась ходить в раннем детстве. А знаменитый построенный в 1932 году завод, по производству лучшего в стране сгущённого молока, того самого, что покорил Космос, уже лет десять (если не больше) как перепрофилировался. И теперь он входит в состав холдинга «Золотые луга», выпускает молочную продукцию, но сгущенку там уже давно не варят.
Но в сердце моём всегда будут живы картины ситниковского детства.
А вот так сейчас выглядит речка.
Благодарю Вас!
С уважением, Тат Яна.
Буду рада, если Вы подпишитесь на мой канал
https://zen.yandex.ru/profile/editor/id/5c9bac7d3d199a00b3d31729