Найти в Дзене
ATI.SU

Правила для дальнобойщиков в России: распределение часов для сна и работы

Оглавление

Количество аварий с участием дальнобойщиков значительно выросло за последние годы. В 70% случаев причиной неприятной ситуации становится сон за рулем. Водители из-за чрезмерной нагрузки буквально засыпают на ходу. В результате многотонная машина выезжает на встречную полосу или уходит в кювет.

Законодательные органы в России, чтобы снизить аварийность на дорогах, дополнили указ Правительства РФ №711 от 15.06.1998 года «О вспомогательных мерах обеспечения безопасности ДД», приказом Минтранса №273 от 21.08.2013 г. «Утверждение порядка установки тахографов».

Что такое тахограф? И зачем он нужен дальнобойщикам?

Тахограф — современное оборудование для мониторинга маршрута автомобиля, фиксации скорости его передвижения, а также для контроля времени, проведенного за рулем. Тахографические устройства подключаются к основным узлам транспортного средства, чтобы получать полную информацию о состоянии и передвижении транспорта.

Полученные сведения тахограф записывает на встроенный накопитель и отправляет при необходимости все работодателю через GPS или другую сеть. В результате транспортная компания следит за передвижением и графиком труда водителей. А сотрудники ГИБДД могут проверить выполнение требований по количеству часов за рулем и отдыхом.

Почему важно и нужно соблюдать график работы?

Офисный сотрудник всегда знает, сколько часов он проведет на рабочем месте, когда у него обед и конец рабочего дня. Дальнобойщики, чтобы быстрее доставить товар и получить больше денег, нарушают режим работы и совсем мало часов в сутки отдыхают.

График труда дальнобойщиков — временные промежутки, которые водитель должен пребывать за рулем, а какие — отдыхать.

Периоды сна и «простоя» необходимы для физического и психоэмоционального отдыха. Ведь кофе, семечки и цитрус не поможет не спать по 24 часа в сутки. Именно поэтому надо соблюдать график работы, соответствующий приказу Министерства транспорта.

Как формируется график работы дальнобойщика

Согласно нормативным документам, график вождения для дальнобойщиков составляется по следующим принципам:

  • Продолжительность трудовой смены — не более 9 часов в сутки. В случае неожиданных или аварийных ситуаций разрешено увеличение длительности труда до 10 часов подряд, но не чаще, чем 2 раза в 7 дней.
  • Каждые 4 часа после непрерывного вождения необходимо делать остановки на 15 минут. За это время желательно прогуляться, размять спину, ноги и взбодриться.
  • Для водителей, чья работа не связана с междугородными перевозками, промежуток до отдыха сокращается до 2 часов. Только первые 4 часа после начала смены допускается вождение без отдыха.
  • Общая длительность рабочей недели не должна быть более 40 часов за рулем при 5 рабочих днях. И не более 42 часов, если у вас шестидневка.
  • Время, затраченное на погрузку, разгрузку и охрану груза также считается в графике работы. Но не 100% часов, а показатель, деленный на 3.
  • Для дальнобойщиков разрешено увеличение рабочей смены до 12 часов в сутки, но только для обеспечения последующего полноценного отдыха. Такое правило есть и в России, и в Европе.

Четкий график работы составляет работодатель. Если водитель работает сам на себя по патенту или ИП, он должен самостоятельно учитывать разрешенные часы к вождению и ко сну.

При составлении графика поставок товара обязательно учитывается время на сон, отдых, загрузку и разгрузку продукции. Дополнительно закладывается 1 или 2 часа на непредвиденные ситуации, к примеру, поломку или необходимость искать объезд заблокированного участка пути.

Варианты учета рабочего времени

Согласно приказу Минтранса, учет времени работы дальнобойщиков осуществляется либо в ежедневном формате, либо в суммированном варианте. Настройки подсчета часов за рулем вносятся в тахограф, который обязателен к установке в грузовом транспорте дальнего следования.

В любом из вариантов учета считается не только фактическое время, проведенное в пути, но и обязательные остановки, загрузки и отдых:

  • Ежедневная отчетность. Рассчитывается из 8 часов работы в сутки для 5-ти дней или 6 часов для шестидневки. Считается все потраченное время. К примеру: пройден медицинский осмотр (15 минут), управление ТС (4 часа), обед (только к фактическому времени 30 минут), управление ТС (2 часа), специальный перерыв для отдыха (15 минут), управление ТС (1,5 часа). Разница между фактическим и рабочим временем — 30 минут, потраченные на обед. Получается, водитель выполнил требование работы по 8 часов в день.
  • Суммированный вариант идет из расчета потраченного времени на работу за месяц. Иногда используется вариант подсчета за сезон. При этом продолжительность 1 рабочего дня не превышает 10 часов.

Любая отчетность обязательно опирается на вариант занятости водителя (междугородняя или внутренняя перевозка грузов).

Важно! Даже при ненормированном графике общая продолжительность рабочей недели не должна превышать 40 часов. К примеру, график 1 через 1 или 2 через 2 рассчитывается из этого правила.