Всем доброго времени суток. Сегодня захотел сделать подборку отечественных послевоенных боевых машин, которые поражали воображение своими характеристиками, но по тем или иным причинам не были приняты на вооружение.
1. ИС-7 ("Объект 260"), 1948 г.
Первым в нашем списке идёт тяжёлый танк ИС-7 - мощнейший танк серии "Иосиф Сталин", и без преувеличения - один из мощнейших танков своего времени.
Разработка танка началась в 1944 году под руководством Ж. Я. Котина, главным конструктором был Н. Ф. Шашмурин. К 1948 году сформировался окончательный облик нового танка. При боевой массе около 68 тонн ИС-7 поражал воображение: толщина "щучьего носа" составляла 150 мм, нижняя лобовая часть башни 240 мм, а массивная маска пушки имела толщину 350 мм. Вооружение танка включало 130-миллиметровую пушку С-70 - на тот момент, самую мощную, когда-либо устанавливавшуюся на танки (боекомплект включал 30 выстрелов раздельного заряжания; калиберный бронебойный снаряд имел начальную скорость полёта 1030 м/сек и на дистанции 1000 м пробивал броню толщиной 280 мм, подкалиберный снаряд имел скорость 1800 м/сек и на том же расстоянии поражал 350-мм броню) - и восемь пулемётов: 6 х 7,62-мм СГМТ и 2 х 14,5-мм КПВТ. В конструкции танка много применено много новаторских решений, в частности танк получил механизированную боеукладку в корме башни, которая позволяла достигнуть скорострельности пушки 5-6 выс/мин; вместо одного длинного стержня амортизация осуществлялась пакетом из семи, имевших меньшие линейные размеры и сечение. Это положительным образом сказалось не только на плавности хода, но и на высоте всей бронемашины. Новинкой для своего времени стала система управления огнем. Прибор управления огнем обеспечивал наведение стабилизированной призмы на цель независимо от пушки, автоматическое приведение пушки к стабилизированной линии прицеливания при выстреле и автоматическое производство выстрела. Разработка чертежей прибора осуществлялась КБ Кировского завода при консультации НИИ № 49, а завод № 212 Минсудпрома изготовил три образца прибора, один из которых проходил испытания и отладку в морском НИИ № 1.
Еще одно оригинальное изменение привычных схем было связано с опорными катками. В отличие от предыдущих танков конструкторского бюро Ж.Я. Котина, ИС-7 оснащался крупноразмерными катками, которые не требовали установки дополнительных поддерживающих роликов – верхняя часть гусеницы «бежала» прямо по опорным каткам. Впервые в советском танкостроении применена гусеница с РМШ. Вся эта "мощь" приводилась в движение V-образным 12-цилиндровым четырёхтактным дизельным двигателем эжекционного охлаждения М-50Т (Т-танковый) мощностью 1050 л.с, являвшимся танковым вариантом морского дизельного двигателя. Максимальная скорость движения составляла 59,5 км/ч по шоссе. Несмотря на выдающиеся характеристики, по ряду причин, в том числе из-за чрезмерной массы, ИС-7 не был принят на вооружение. В настоящее время единственный сохранившийся экземпляр этого танка хранится в музее БТВТ в Кубинке.
2. "Объект 277", 1955 г.
Следующий на очереди - "Объект 277", разработка КБ Ленинградского Кировского завода.
Разработка тяжёлого танка нового поколения началась в 1955 году. Главным конструктором был Ж. Я. Котин. Танк разрабатывался в двух вариантах - "Объект 277" с дизельным двигателем и "Объект 278" с ГТД. В 1957 году были изготовлены опытные образцы, которые успешно прошли государственные испытания, однако в связи с позицией Н. С. Хрущёва, являвшегося противником традиционных систем вооружения, танки не вооружение не приняли.
В отличие от ИС-7, в случае с "277/278-ым" конструкторы смогли уложиться в более скромную массу 55 тонн. Несмотря на то, что "277-ой" был легче ИС-7 на 13 тонн, он обладал весьма серьёзными характеристиками: толщина лобовой брони корпуса составляла 140 мм, башни 290. Основным вооружением являлась очень мощная 130-мм пушка М-65 с начальной скоростью полёта ББ снаряда 1030 м/сек и боезапасом 35 снарядов.
Так же танк оснащался стереоскопическим прицелом-дальномером ТДП-2С. В движение танк приводился V-образным 12-цилиндровым дизельным двигателем М-850 мощностью 1090 л.с., максимальная скорость по шоссе достигала 55 км/ч.
3. "Объект 279", 1955 г.
И, если уж речь пошла о "самых мощных танках", как не вспомнить "Объект 279", разработку Ленинградского Кировского завода. Главный конструктор танка - Л. С. Троянов. Танк предназначался для прорыва подготовленной обороны противника и действий на труднопроходимых для обычных танков участках местности.
Из проектов тяжёлого танка нового поколения, "279-ый", пожалуй, был самым оригинальным. Форма корпуса продумана идеально для противостояния ударной волне ядерного взрыва, вместе с тем получился узнаваемый, уникальный силуэт. В отличие от абсолютного большинства других танков, "Объект 279" имел ходовую часть с четырьмя гусеницами, новшеством была и гидропневматическая подвеска с изменяемым клиренсом (позднее будет использована при создании боевых машин десанта БМД). Оригинальная ходовая часть позволяла 65-тонному танку проходить там, где застревал 37-тонный Т-62.
Основным вооружением танка являлась 130-мм пушка М-65 с боезапасом 24 снаряда, механизированным заряжанием, позаимствованным от танка ИС-7 (для "279-го" хотели разработать более сложную систему заряжания, которая обеспечивала бы 15 выстрелов в минуту), двухплоскостным стабилизатором "Гроза" и оптическим прицелом-дальномером. И, что обычно никак не вяжется с проходимостью при такой огневой мощи, броня у "279-го" была очень мощной - на реальных дистанциях боя её не брали 122-мм бронебойные и 90-мм кумулятивные снаряды. Например, толщина лобовой брони корпуса составляла 192 мм под углом 60 градусов, бортовой 182 мм. Башня же защищалась 305-мм бронёй. В движение танк приводился Н-образным 16-цилиндровым дизельным двигателем 2ДГ8-М мощностью 950 л.с., максимальная скорость по шоссе составляла 55 км/ч.
На вооружение машину не приняли из-за сложной конструкции, а так же в связи с изменившимися взглядами на ведение будущей войны. Единственный сохранившийся экземпляр этого уникального танка хранится в музее БТВТ в Кубинке.
4. "Объект 770", 1958 г.
Следующий представитель - "Объект 770", разработка Челябинского КБ под руководством П. П. Исакова.
Танк разработан в 1958 году. В отличие от «Объекта 277» этот танк создавался на базе новых агрегатов и имел ряд оригинальных конструктивных решений. Толщина лобовой брони корпуса — 120 мм, башни — 290 мм. Основным вооружением танка являлась 130-мм пушка М-65 с боезапасом 26 выстрелов и двухплоскостным стабилизатором. Силовая установка - четырёхтактный 10-цилиндровый дизельный двигатель ДТН-10 мощностью 1000 л.с. Максимальная скорость по шоссе достигала 55 км/ч. «Объект 770» имел хорошие манёвренные качества и был лёгок в управлении. По мнению специалистов полигона, где проходили испытания все три опытных тяжёлых танка, «Объект 770» представлялся им наиболее перспективным.
Однако, наступили другие времена, и тяжёлые танки попали в "немилость". Н. С. Хрущёв, выслушав доклад об "Объекте 770", раздражённо заявил главному конструктору: "Ты сам толстый, и танк у тебя толстый. У меня на него железа не хватит!". На вооружение танк не приняли. В настоящее время сохранившийся "Объект 770" хранится в музее БТВТ в Кубинке.
5. "Объект 120", 1958 г.
И последний в нашем списке - опытная противотанковая самоходная установка "Объект 120" ("Таран"). Разработана на Уральском заводе транспортного машиностроения. Главный конструктор шасси - Г. С. Ефимов, орудия - М. Ю. Цирюльников, снарядов - В. В. Яворский.
К январю 1960 года Пермским машиностроительным заводом были изготовлены и отправлены на Уралмаш два образца пушки М-69, предназначенные для монтажа в самоходную артиллерийскую установку СУ-152. Опытный образец САУ «Таран» был отправлен на заводские испытания, где совершил несколько выстрелов, после чего испытания были остановлены, а постановлением Совета министров СССР от 30 мая 1960 года все работы по теме «Таран» были прекращены. В качестве официальной причины закрытия работ называется появление более эффективных противотанковых ракетных комплексов и 125-мм пушки Д-81, однако в качестве альтернативной версии упоминаются действия «ракетного лобби» в Министерстве обороны СССР, таким образом избавлявшегося от разработок, которые могли составить конкуренцию системам с ракетным вооружением.
В отличие от противотанковых САУ времён 2-ой МВ, "Объект 120" имел лёгкое бронирование - до 30 мм. Главным достоинством машины была длинноствольная 152-мм пушка М-69, оснащённая механизированной боеукладкой на 22 выстрела, бронебойные подкалиберные снаряды были способны пробивать броню толщиной 295 мм с дистанции до 3500 м. В качестве силовой установки использовался V-образный 12-цилиндровый дизельный двигатель В-105 мощностью 400 л.с., который обеспечивал машине скорость по шоссе до 63 км/ч. Единственный сохранившийся экземпляр "Тарана" в настоящее время хранится в музее БТВТ в Кубинке.
На сегодня, пожалуй, всё. Да, не забыл про "Объект 490" - но со снарядостойкостью 2000-мм против подкалиберных и 4500-мм против кумулятивных снарядов, двумя движками мощностью 2000 л.с., сравнительно компактными размерами, 152-мм пушкой, гидропневматической подвеской, четырьмя гусеницами и прочим - это уже не "богатырь" даже, а "сверхбогатырь", согласны?) Поэтому решил выделить его в отдельную тему)