Найти в Дзене
Александр Луканин

Бронетанковые "богатыри" СССР, не пошедшие в серию.

Всем доброго времени суток. Сегодня захотел сделать подборку отечественных послевоенных боевых машин, которые поражали воображение своими характеристиками, но по тем или иным причинам не были приняты на вооружение. 1. ИС-7 ("Объект 260"), 1948 г. Первым в нашем списке идёт тяжёлый танк ИС-7 - мощнейший танк серии "Иосиф Сталин", и без преувеличения - один из мощнейших танков своего времени. Разработка танка началась в 1944 году под руководством Ж. Я. Котина, главным конструктором был Н. Ф. Шашмурин. К 1948 году сформировался окончательный облик нового танка. При боевой массе около 68 тонн ИС-7 поражал воображение: толщина "щучьего носа" составляла 150 мм, нижняя лобовая часть башни 240 мм, а массивная маска пушки имела толщину 350 мм. Вооружение танка включало 130-миллиметровую пушку С-70 - на тот момент, самую мощную, когда-либо устанавливавшуюся на танки (боекомплект включал 30 выстрелов раздельного заряжания; калиберный бронебойный снаряд имел начальную скорость полёта 1030 м/сек и
Оглавление

Всем доброго времени суток. Сегодня захотел сделать подборку отечественных послевоенных боевых машин, которые поражали воображение своими характеристиками, но по тем или иным причинам не были приняты на вооружение.

1. ИС-7 ("Объект 260"), 1948 г.

Тяжёлый танк ИС-7
Тяжёлый танк ИС-7

Первым в нашем списке идёт тяжёлый танк ИС-7 - мощнейший танк серии "Иосиф Сталин", и без преувеличения - один из мощнейших танков своего времени.

ИС-7
ИС-7

Разработка танка началась в 1944 году под руководством Ж. Я. Котина, главным конструктором был Н. Ф. Шашмурин. К 1948 году сформировался окончательный облик нового танка. При боевой массе около 68 тонн ИС-7 поражал воображение: толщина "щучьего носа" составляла 150 мм, нижняя лобовая часть башни 240 мм, а массивная маска пушки имела толщину 350 мм. Вооружение танка включало 130-миллиметровую пушку С-70 - на тот момент, самую мощную, когда-либо устанавливавшуюся на танки (боекомплект включал 30 выстрелов раздельного заряжания; калиберный бронебойный снаряд имел начальную скорость полёта 1030 м/сек и на дистанции 1000 м пробивал броню толщиной 280 мм, подкалиберный снаряд имел скорость 1800 м/сек и на том же расстоянии поражал 350-мм броню) - и восемь пулемётов: 6 х 7,62-мм СГМТ и 2 х 14,5-мм КПВТ. В конструкции танка много применено много новаторских решений, в частности танк получил механизированную боеукладку в корме башни, которая позволяла достигнуть скорострельности пушки 5-6 выс/мин; вместо одного длинного стержня амортизация осуществлялась пакетом из семи, имевших меньшие линейные размеры и сечение. Это положительным образом сказалось не только на плавности хода, но и на высоте всей бронемашины. Новинкой для своего времени стала система управления огнем. Прибор управления огнем обеспечивал наведение стабилизированной призмы на цель независимо от пушки, автоматическое приведение пушки к стабилизированной линии прицеливания при выстреле и автоматическое производство выстрела. Разработка чертежей прибора осуществлялась КБ Кировского завода при консультации НИИ № 49, а завод № 212 Минсудпрома изготовил три образца прибора, один из которых проходил испытания и отладку в морском НИИ № 1.

ИС-7
ИС-7

Еще одно оригинальное изменение привычных схем было связано с опорными катками. В отличие от предыдущих танков конструкторского бюро Ж.Я. Котина, ИС-7 оснащался крупноразмерными катками, которые не требовали установки дополнительных поддерживающих роликов – верхняя часть гусеницы «бежала» прямо по опорным каткам. Впервые в советском танкостроении применена гусеница с РМШ. Вся эта "мощь" приводилась в движение V-образным 12-цилиндровым четырёхтактным дизельным двигателем эжекционного охлаждения М-50Т (Т-танковый) мощностью 1050 л.с, являвшимся танковым вариантом морского дизельного двигателя. Максимальная скорость движения составляла 59,5 км/ч по шоссе. Несмотря на выдающиеся характеристики, по ряду причин, в том числе из-за чрезмерной массы, ИС-7 не был принят на вооружение. В настоящее время единственный сохранившийся экземпляр этого танка хранится в музее БТВТ в Кубинке.

2. "Объект 277", 1955 г.

Объект 277
Объект 277

Следующий на очереди - "Объект 277", разработка КБ Ленинградского Кировского завода.

Объект 277
Объект 277

Разработка тяжёлого танка нового поколения началась в 1955 году. Главным конструктором был Ж. Я. Котин. Танк разрабатывался в двух вариантах - "Объект 277" с дизельным двигателем и "Объект 278" с ГТД. В 1957 году были изготовлены опытные образцы, которые успешно прошли государственные испытания, однако в связи с позицией Н. С. Хрущёва, являвшегося противником традиционных систем вооружения, танки не вооружение не приняли.

В отличие от ИС-7, в случае с "277/278-ым" конструкторы смогли уложиться в более скромную массу 55 тонн. Несмотря на то, что "277-ой" был легче ИС-7 на 13 тонн, он обладал весьма серьёзными характеристиками: толщина лобовой брони корпуса составляла 140 мм, башни 290. Основным вооружением являлась очень мощная 130-мм пушка М-65 с начальной скоростью полёта ББ снаряда 1030 м/сек и боезапасом 35 снарядов.

Объект 277
Объект 277

Так же танк оснащался стереоскопическим прицелом-дальномером ТДП-2С. В движение танк приводился V-образным 12-цилиндровым дизельным двигателем М-850 мощностью 1090 л.с., максимальная скорость по шоссе достигала 55 км/ч.

3. "Объект 279", 1955 г.

Объект 279
Объект 279

И, если уж речь пошла о "самых мощных танках", как не вспомнить "Объект 279", разработку Ленинградского Кировского завода. Главный конструктор танка - Л. С. Троянов. Танк предназначался для прорыва подготовленной обороны противника и действий на труднопроходимых для обычных танков участках местности.

Объект 279
Объект 279

Из проектов тяжёлого танка нового поколения, "279-ый", пожалуй, был самым оригинальным. Форма корпуса продумана идеально для противостояния ударной волне ядерного взрыва, вместе с тем получился узнаваемый, уникальный силуэт. В отличие от абсолютного большинства других танков, "Объект 279" имел ходовую часть с четырьмя гусеницами, новшеством была и гидропневматическая подвеска с изменяемым клиренсом (позднее будет использована при создании боевых машин десанта БМД). Оригинальная ходовая часть позволяла 65-тонному танку проходить там, где застревал 37-тонный Т-62.

Объект 279
Объект 279

Основным вооружением танка являлась 130-мм пушка М-65 с боезапасом 24 снаряда, механизированным заряжанием, позаимствованным от танка ИС-7 (для "279-го" хотели разработать более сложную систему заряжания, которая обеспечивала бы 15 выстрелов в минуту), двухплоскостным стабилизатором "Гроза" и оптическим прицелом-дальномером. И, что обычно никак не вяжется с проходимостью при такой огневой мощи, броня у "279-го" была очень мощной - на реальных дистанциях боя её не брали 122-мм бронебойные и 90-мм кумулятивные снаряды. Например, толщина лобовой брони корпуса составляла 192 мм под углом 60 градусов, бортовой 182 мм. Башня же защищалась 305-мм бронёй. В движение танк приводился Н-образным 16-цилиндровым дизельным двигателем 2ДГ8-М мощностью 950 л.с., максимальная скорость по шоссе составляла 55 км/ч.

На вооружение машину не приняли из-за сложной конструкции, а так же в связи с изменившимися взглядами на ведение будущей войны. Единственный сохранившийся экземпляр этого уникального танка хранится в музее БТВТ в Кубинке.

4. "Объект 770", 1958 г.

Объект 770
Объект 770

Следующий представитель - "Объект 770", разработка Челябинского КБ под руководством П. П. Исакова.

Объект 770
Объект 770

Танк разработан в 1958 году. В отличие от «Объекта 277» этот танк создавался на базе новых агрегатов и имел ряд оригинальных конструктивных решений. Толщина лобовой брони корпуса — 120 мм, башни — 290 мм. Основным вооружением танка являлась 130-мм пушка М-65 с боезапасом 26 выстрелов и двухплоскостным стабилизатором. Силовая установка - четырёхтактный 10-цилиндровый дизельный двигатель ДТН-10 мощностью 1000 л.с. Максимальная скорость по шоссе достигала 55 км/ч. «Объект 770» имел хорошие манёвренные качества и был лёгок в управлении. По мнению специалистов полигона, где проходили испытания все три опытных тяжёлых танка, «Объект 770» представлялся им наиболее перспективным.

Объект 770
Объект 770

Однако, наступили другие времена, и тяжёлые танки попали в "немилость". Н. С. Хрущёв, выслушав доклад об "Объекте 770", раздражённо заявил главному конструктору: "Ты сам толстый, и танк у тебя толстый. У меня на него железа не хватит!". На вооружение танк не приняли. В настоящее время сохранившийся "Объект 770" хранится в музее БТВТ в Кубинке.

5. "Объект 120", 1958 г.

Объект 120
Объект 120

И последний в нашем списке - опытная противотанковая самоходная установка "Объект 120" ("Таран"). Разработана на Уральском заводе транспортного машиностроения. Главный конструктор шасси - Г. С. Ефимов, орудия - М. Ю. Цирюльников, снарядов - В. В. Яворский.

Объект 120 в Кубинке
Объект 120 в Кубинке

К январю 1960 года Пермским машиностроительным заводом были изготовлены и отправлены на Уралмаш два образца пушки М-69, предназначенные для монтажа в самоходную артиллерийскую установку СУ-152. Опытный образец САУ «Таран» был отправлен на заводские испытания, где совершил несколько выстрелов, после чего испытания были остановлены, а постановлением Совета министров СССР от 30 мая 1960 года все работы по теме «Таран» были прекращены. В качестве официальной причины закрытия работ называется появление более эффективных противотанковых ракетных комплексов и 125-мм пушки Д-81, однако в качестве альтернативной версии упоминаются действия «ракетного лобби» в Министерстве обороны СССР, таким образом избавлявшегося от разработок, которые могли составить конкуренцию системам с ракетным вооружением.

В отличие от противотанковых САУ времён 2-ой МВ, "Объект 120" имел лёгкое бронирование - до 30 мм. Главным достоинством машины была длинноствольная 152-мм пушка М-69, оснащённая механизированной боеукладкой на 22 выстрела, бронебойные подкалиберные снаряды были способны пробивать броню толщиной 295 мм с дистанции до 3500 м. В качестве силовой установки использовался V-образный 12-цилиндровый дизельный двигатель В-105 мощностью 400 л.с., который обеспечивал машине скорость по шоссе до 63 км/ч. Единственный сохранившийся экземпляр "Тарана" в настоящее время хранится в музее БТВТ в Кубинке.

На сегодня, пожалуй, всё. Да, не забыл про "Объект 490" - но со снарядостойкостью 2000-мм против подкалиберных и 4500-мм против кумулятивных снарядов, двумя движками мощностью 2000 л.с., сравнительно компактными размерами, 152-мм пушкой, гидропневматической подвеской, четырьмя гусеницами и прочим - это уже не "богатырь" даже, а "сверхбогатырь", согласны?) Поэтому решил выделить его в отдельную тему)