24 июня 1941 года. Город Гомель посыпают сверху смертельным градом немецкие стервятники. К этому моменту авиация Красной Армии практически уничтожена. Летчики «люфтваффе» чувствует себя вполне свободно в белорусском небе. Однако, длится это недолго. Тысячи горожан становятся очевидцами того, как среди немецких крестов появляется небольшой самолет с красными звездами на крыльях.
Несколько виражей и вот она — черная стрела уходящего вниз дыма.
Хорошо горит немец,
— кричали свидетели того боя.
Первого в карьере, будущего Героя Советского Союза Бориса Ковзана.
Довоенный Бобруйск. Боря Ковзан заканчивает восьмилетку и дни напролёт проводит в местном аэроклубе. Он обожает летать и поэтому идет дальше. Штурмует Одесскую военную авиационную школу. Когда началась война, он уже в составе 42-го истребительного авиаполка. Охраняет небо над Гомелем.
Свой первый таран Борис Ковзан совершает осенью 41-го года. Дуэль — Мессершмитт 110 против 3-го МиГа.
Когда у советского летчика заканчиваются боеприпасы, он винтом обрубает хвост немецкого самолета. У Бориса Ковзана еще есть время наблюдать, как бомбардировщик врезается в землю. Затем, он сам благополучно садится на свой аэродром. С этого момента он вошел во вкус.
После этого подвига, на груди 19-и летнего мальчишки появляется орден Красного Знамени. Правда слово «мальчишка», уже вряд ли ему подходило да и всем тем, кто недавно гонял по двору мяч, а сегодня взял в руки оружие. Война сделала из них настоящих мужчин. Посмотрите на эти фотографии, им не было и двадцати и вы все поймете.
Это изобретение советских летчиков. Когда у летчика была ярость, разгар боя, молодые ведь парни, 19 лет ему было в сорок первом году. Вот эта ярость, воспитанным в духе ненависти к врагу, она ему не позволяла просто так выйти из боя. Заклинило оружие, значит надо идти на таран
— Николай Борисенко, историк-писатель. Считает, что на таран советские летчики шли от безысходности положения
В феврале 42-го, Борис Ковзан таранит немецкий Юнкерс.
Еще через 5 месяцев сносит хвост истребителю с фашистской свастикой на борту, в Новгородской области. Советский летчик разошелся не на шутку.
В полку, где он служит, Бориса Ковзана называют «Муха». Теперь его хорошо знают, даже матерые воздушные волки Люфтваффе. Когда в небе появляется его самолет, немцы тут же предупреждают остальных по рации и настоятельно не рекомендуют вступать в бой. Позже Борис Ковзан расскажет, что за его голову, воздушным асам Германии обещали Железный крест. В итоге, двадцать восемь таких храбрецов их получили, но березовых, уточняет летчик.
Для солдат и офицеров Красной армии никакой пощады не предполагалось. С этим связана и трагическая судьба советских военнопленных. 60 процентов из тех, кто оказался в лагерях Германии, погибли
— Йорг Морре, немецкий историк. Считает, что еще в начале Второй Мировой войны, нацисты планировали, около 30 миллионов жертв среди мирного населения.
13 августа 42 года. Эскадрилья советских истребителей Ла-5 после очередного задания возвращается на свой аэродром. Капитан Ковзан в приподнятом настроении. Только что, он сбил очередной вражеский самолет. Внезапно со стороны солнца на их группу обрушивается 11 немецких истребителей. Завязался бой.
Борис сбивает одного «мессера» и сам получает тяжелое ранение. Пуля, попав в голову, выбивает ему глаз.
Когда закончились патроны, в окружении немецких истребителей, не обращая внимания на их огонь, он пошел на прямое столкновение с немецким бомбардировщиком, который сопровождали истребители
— Николай Борисенко, историк.
И даже в этой ситуации Ковзан предлагает дуэль летчику «люфтваффе». Тот покачав, крыльями соглашается на таран. Две машины ринулись навстречу друг другу.
Самое интересное, что оба пилота знали друг друга. Ковзан, когда-то уже сталкивался с этим немецким летчикам в одном бою, но тогда он ушел от Бориса. Сейчас до точки невозврата остаются доли секунды. Кто же из них не выдержит и отвернет в сторону?
Врезавшись в фюзеляж, его самолет развалился в воздухе. Его выбросило из кабины, но он успел выдернуть кольцо парашюта. Приземлился в бессознательном состоянии, приземлился в болото, откуда его вытащили местные жители, передали партизанам. Ну и партизаны уже на самолете переправили его в Москву
— Николай Борисенко, историк.
Борису Ковзану повезло. Уже через 8 часов он был в московском госпитале, а еще через год он снова сел за штурвал самолета. Это исключительный случай в истребительной авиации. Более того, с одним глазом он сбивает до конца войны еще шесть самолетов противника. Звезду Героя он получает в 1943 году.
После войны Борис Ковзан продолжил службу в авиации. Был директором аэроклуба и свои последние годы провел в Минске. Не забыли о легендарном летчике и на его родине в Бобруйске, где он когда-то жил и мечтал о полётах. Практически в центре города есть улица, которая носит имя Героя Советского Союза Бориса Ковзана.
⭐⭐⭐
ПОНРАВИЛАСЬ СТАТЬЯ? ПОДПИСКА, ЛАЙК И РЕПОСТ БУДУТ ЛУЧШЕЙ БЛАГОДАРНОСТЬЮ