(Twelve Monkeys, 1995, США)
Забавные воспоминания остались у меня об этой картине. Тогда, в 90-х мне не повезло купить её на трехчасовой кассете в виде "экранки" с отвратительным изображением и звуком. Зато на дописку к "12 обезьянам" шел концерт Metallica (возможно, не целиком, не помню точно) в гораздо лучшем качестве. Так что это кино я, естественно, ни черта не понял и в итоге счёл его какой-то унылой мутотенью. И долго потом эта 180-минутка валялась у меня дома с ярлычком "Металлика! На начало не перематывать!", поскольку крутил я на ней лишь последнюю треть, а фильм перед концертом меня уже абсолютно не интересовал.
Из-за этого недоразумения моё полноценное знакомство с "12 обезьянами" было отсрочено лет на десять и состоялось уже в эпоху DVD. Само собой, что в нормальной копии они были восприняты мною именно так, как надо. И хоть в число моих любимых фильмов, тех, что хочется пересматривать, этот не входит, я оценил по достоинству старания Терри Гиллиама ("Страх и ненависть в Лас-Вегасе", "Бразилия"). Который не только блестяще реализовал на практике довольно сложный сценарий, но и окупил своё творение в прокате с завидным 6-кратным результатом.
Да уж, нынче такой коммерческий успех Гиллиаму и не снился бы. Максимум, на что в конце 2010-х может претендовать темпорально-психологическая фантастика, если, конечно, она не из франшизы "Терминатор" - это угодить на Netflix и только. Тем более, что ни Брюс Уиллис, ни Брэд Питт давно не являются рекламной заманухой для зрителей и гарантией успеха фильма, даром что по сей день оба трепыхаются на голливудском мелководье. Однако четверть века назад с того и другого ещё не облупилась звездная эмаль, и они напоминали живых людей, а не оплывшие восковые фигуры, как теперь.
Поскольку я обозвал эту фантастику от маэстро Гиллиама темпоральной, надо понимать, что её герой тоже мечется из будущего в прошлое и обратно. Также здесь есть и коварная временная петля, которая в финале окажется либо разорвана, либо нет - третьего не дано. Разве что в сами технологии временного перемещения сюжет не вдается, да и правильно. Всё-таки речь здесь идёт не о них, а прежде всего о людях и о судьбе всего человечества. Которое рискует вымереть, если главный герой ради него не почешется или будет чесаться недостаточно активно.
Кстати, о герое. На сей раз Брюсу Уиллису выпала честь играть... зека по имени Джеймс Коул. Которого в добровольно-принудительной форме сначала делают сталкером и выпинывают в развалины Нью-Йорка 2035 года собирать образцы для научных исследований. Где Коула так удачно не сожрали ни львы, ни медведи, и он, вернувшись, сразу пошёл на карьерное повышение. То есть был засунут начальством в машину времени и заброшен в 1996 год искать и устранять причины вирусного апокалипсиса, что однажды убьет 5 миллиардов человек, а выживших загонит под землю, в стерильные бункеры.
Однако вышла промашка. Оператор машины времени что-то напортачил, и Джеймс не доехал до адресата. Вернее, переехал его и очутился в суровом 1990-м. Хорошо, что хоть не в СССР. Но плохо, что в Америке Коула, голого и несущего ахинею про скорый конец света, тоже поймали, арестовали и отправили в психушку.
Впрочем, там он тоже не скучал, а познакомился с сексапильной психиатриней Кэтрин (Мэделин Стоу) и болтливым шизиком Джеффри (Брэд Питт). Последний хоть и был горазд трепать языком, но пообещал устроить Джеймсу побег. И, что удивительно, сдержал своё слово. Только вот обколотый транквилизаторами Коул был не в беговой форме и вместо свободы загремел в карцер. Откуда потом вдруг взял и... бесследно испарился!
И это был пока лишь стартовый расклад сюжета, который вскоре превратится в бобслейную трассу и начнет выписывать виражи в лучших традициях гиллиамовских картин. Правда, надо заметить, что в "12 обезьянах" Терри держал себя в руках и ни разу не сорвался в свой любимый ироничный сюрреализм; видимо, копил его про запас, чтобы обрушить тот на головы зрителей спустя три года, в "Страхе и ненависти в Лас-Вегасе". Но и без этих выкрутасов в фильме с лихвой хватает нежданчиков. Причем - что тоже в духе Гиллиама, - не всегда тех, которые вам хотелось бы от него получить.
***
В общем, редкая и довольно мрачная фантастика, которая упорно идёт своим путем от начала и до конца, принципиально не съезжая в колею зрительских желаний и ожиданий. Тем и ценна. А особенно по сегодняшним меркам, когда Большое Кино от такого рода картин практически отказалось.