«Салехарддорстрой», опустошавший мусорки Харсаима с нового года, отказался это делать через три месяца. Мол, не выгодно… Что на самом деле произошло?
«Красный Север» попытался разобраться в запутанной истории. Началось все с того, что на прошлой неделе из Харсаима поступили жалобы на полные контейнеры. В селе на 80 домов, в основном частных, всего 44 емкости, многие – уже через край. Жители обрывали телефоны администрации…
Региональный оператор – компания «Инновационные технологии» – всполошился и выяснил, что отходы харсаимцев действительно копятся с 1 апреля. Перевозчик – «Салехарддорстрой» – в одностороннем порядке отказался выполнять обязательства.
Селу грозит мусорный коллапс
Срочная выездная проверка подтвердила «зависшее» положение сельских отходов. Регоператор предъявил перевозчику претензию и потребовал незамедлительно возобновить исполнение обязательств по договору.
– Поведение компании «Салехарддорстрой» считаем крайне непрофессиональным, недобросовестным, и более того, незаконным. Договор, заключенный в рамках проведения аукциона, никто не расторгал, – подчеркнул Александр Прибылев, исполнительный директор «Инновационных технологий».
Причина, по которой перевозчик перестал опустошать мусорки в Харсаиме, – денежная. Спустя три месяца работы исполнителя не устроила сумма, указанная в контракте, а это 975 тысяч рублей в год.
Возить – сплошные убытки
Говорить о том, что скандал грянул вдруг, не приходится. Тучи начали сгущаться после января.
«Салехарддорстрой» дважды – в феврале и марте – извещал регоператора о желании расторгнуть договор в одностороннем порядке. Но заказчик был против этого, а значит подрядчик, следуя договору, должен был не просьбы писать, а обращаться в суд. Капризы перевозчика вообще остались не понятыми: компания добровольно вышла на торги, а потом дала задний ход…
В руководстве «Салехарддорстроя» рассказали свою версию событий.
По словам директора Раифа Казиева, уже после первого месяца работы стало очевидно: вывозить мусор из Харсаима не выгодно. Куда смотрели раньше, зачем участвовали в электронном аукционе, причем в роли единственного претендента, подавшего заявку и внесшего ее обеспечение? Ответы на эти вопросы у предприятия были из документации, расположенной в свободном доступе на площадке «СБЕРБАНК–АСТ». Руководитель легко оперирует указанными там данными: цена контракта – 975 тысяч с лишним рублей за год, объем по техзаданию – 925 кубометров. Поделили – и получили, что средняя цена за кубометр равна 1053,56 рублей.
– Видя эти цифры, мы вышли на этот контракт, подписали его в электронном виде, – рассказал Раиф Казиев.
Отработав январь, компания выставила счет регоператору, но его вернули с пояснением: цена за кубометр всего 117,72 рубля, а никак не тысяча с лишним. Потому что за указанные в документах 975 тысяч рублей придется вывезти 8 283 «кубов» (и это тоже прописано – прим.авт.), а не 925.
Такие условия предприятию не подходили, однако февральская попытка расторгнуть взаимоотношения в одностороннем порядке не удалась. Регоператор призвал «Салехарддорстрой» доработать до 1 апреля, пока не будет найден другой поставщик услуг. В середине марта перевозчик направил второе письмо: либо давайте расставаться, либо решать вопрос с допфинансированием.
По словам Раифа Казиева, за три месяца убыток предприятия вырос до 1,2 миллиона рублей. Вместо почти 1,5 миллионов за квартал ему насчитали всего около 166 тысяч… Урегулировать вопрос на специальном совещании в администрации города не вышло – стороны не нашли консенсуса. Дальше только судебные разбирательства.
– Даже если мы проиграем, предприятие понесет гораздо меньше убытков, – подчеркнул Раиф Казиев.
И ничего не напутано!
В «Инновационные технологии», куда мы вновь обратились за комментарием, с такой трактовкой ситуации и параметров договора не согласны.
Как пояснил Александр Прибылев, 8 283 куба – это общий объем контейнеров, которые перевозчик должен обслуживать в течение 251 дня за год. Именно за это назначена оплата в 975 тысяч рублей. Причем, кстати, не факт, что все мусорки будут полные, когда приедет машина.
– Коммерческий учет осуществляется исходя из общего объема контейнеров, независимо от их наполняемости, – отметил он.
Что касается 925 «кубов» – это объем мусора, который, по оценкам специалистов, могут произвести селяне за год. Указывать его в бумагах требуют федеральные нормы, но в расчетах это не учитывалось.
Все остальные перевозчики, по словам Александра Прибылева, разобрались в документации. И для того, кто придет на смену «Салехарддорстрою», условия не изменятся.
Лишь бы мусорки стали пустыми
С января у жителей Харсаима не было нареканий к вывозу мусора, реформу они оценивали положительно, сообщили в администрации Аксарки. Неудобства возникли только с апреля. Сейчас сельчанам в принципе не важно, чья машина заберет отходы. Главное, чтобы приходила регулярно и забирала все полностью.
Пока регоператор нанял другого подрядчика – компанию «Авето», которая 4 апреля опустошила контейнеры в Харсаиме. Эти затраты предъявят «Салехарддорстрою» вместе с неустойкой и штрафами.
Вдобавок руководство регионального оператора собирается обратиться в антимонопольную службу. Возможно, отказника получится внести в реестр недобросовестных поставщиков.
Вопрос, кто будет обслуживать село на постоянной основе, еще не решен.
Александр Прибылев в разговоре с «Красным Севером» назвал одним из потенциальных претендентов ООО «Приуральское АТП». Эта компания сейчас возит мусор из Аксарки на полигон в Салехарде. Но там заявили нашему журналисту, что для них предложение не актуально – как раз из-за низкой цены кубометра, которую предшественник осознал слишком поздно.