Найти тему
Коммерсантъ

ЕСПЧ признал условия перевозки заключенных пыточными

Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) вынес пилотное постановление о бесчеловечных условиях транспортировки заключенных в России и необходимости пересмотреть нормативную базу в связи с массовыми жалобами в Страсбург. По расчетам правозащитников, ежегодно в перевозках ФСИН людей по железной дороге допускается минимум 220 тыс. нарушений «пыточной» статьи 3 Европейской конвенции. Шести заявителям по делу «Алексей Томов и другие против России» присуждена компенсация в целом €20 тыс.

Это уже четвертое пилотное постановление ЕСПЧ в отношении РФ — такие решения суд выносит в случае потока однотипных жалоб, выявляя на примере нескольких конкретных дел системную проблему. Дважды в Страсбурге требовали от России разобраться с волокитой — при исполнении судебных решений и предоставлении гражданам жилья и госуслуг. На этот раз судьи в Страсбурге второй раз вернулись к запрещенным ст. 3 Конвенции по правам человека бесчеловечным и унижающим достоинство условиям содержания под стражей российских заключенных. В 2012 году постановление касалось российских СИЗО, новое решение касается оснащения автозаков и вагонзаков и нормативов перевозки в них заключенных. Рассмотрение новых дел в таких случаях замораживается на установленный судом срок (в данном случае 18 месяцев), в течение которых национальные власти должны принять меры по исправлению ситуации. ЕСПЧ обратил внимание на эту проблему еще пять лет назад, предупредив РФ о подготовке пилотного постановления в 2017 году, когда в суде скопилось не менее 40 жалоб.

Автозак полиции УАЗ-3741 из города Сосногорск (Республика Коми)
Автозак полиции УАЗ-3741 из города Сосногорск (Республика Коми)

Решение ЕСПЧ вынесено по жалобам заключенных из Коми Алексея Томова, Юлии Пунеговой, Натальи Костроминой, Дмитрия Васильева, Николая Рошки и Никиты Баринова. Как подсчитал представляющий заявителей правозащитник Эрнест Мезак, сотрудничающий с «Общественным вердиктом», при ежегодном осуществлении не менее 5 тыс. «плановых караулов ФСИН» по железнодорожным маршрутам допускается как минимум 220 тыс. нарушений статьи 3 Конвенции. Эти нарушения причиняют моральный вред на сотни миллионов евро, сообщали ЕСПЧ истцы. ЕСПЧ признал нарушения ст. 3 Конвенции при их транспортировке, и кроме того, в ряде случаев счел нарушенными право на эффективное средство правовой защиты (ст. 13) и справедливое судебное разбирательство (ст. 6) из-за отсутствия возможности требовать компенсации за ненадлежащие условия содержания. Россия должна выплатить двум заявителям по €5 тыс., еще двоим — по €3,5 тыс. и еще двоим — по €1,5 тыс. компенсации морального вреда, а также €10 тыс. господину Мезаку. Впрочем, по его мнению, «суд не оценил по достоинству страдания заявителей»: по первым таким делам ЕСПЧ присуждал суммы компенсаций вдвое больше, но в конце 2017 года компенсации были в несколько раз снижены. Как полагает правозащитник, в Страсбурге просто оценили масштаб нарушений и не рискнули «разорять» российскую казну.

Полная версия статьи доступна на сайте «Ъ».