Найти тему
Пастернак

На кончиках пальцев. Читаем “Котлован” Андрея Платонова

Платонов сам по себе фигура парадоксальная. Казалось бы, пишет советскую историю о стране, в которой вс са прекрасно - типичная агитка. Да только вчитавшись повнимательнее понимаешь, что нет там никакой пропаганды. Зато есть странные мифологические аллюзии, пруды, принять смерть в которых - значит обрести бессмертие и природа, которая убивает и защищает. Андрей Платонов создал мир, который не то, что описанию не поддается, он и осмысляется с трудом. Но это только в том случае, если мы на него смотрим с нашей консервативной точки зрения.

А отойдешь чуть подальше и увидишь невероятную красоту языка, который перетекает словно вода, меняет буквы местами, сверкает и переливается, вводя читателя в состояние транса. Еще чуть приглядишься и увидишь историю о любви к человеку, настоящую и бескорыстную, которая своей первобытностью пугает и успокаивает одновременно.

“Чевенгур” пересказывать бессмысленно, его нужно читать в абсолютном неведении сюжета, чтобы кончиками пальцев ощутить всю замкнутость и эпичность происходящего. Перед нами произведение, которое положило начало всей современной русской литературе. И повторить Платонова еще никому не удавалось.