Найти тему
Игорь Афонский

Отрывки из произведений. "Путана." "Одесситы. Кто больше зарабатывает, тот больше знает."Очерк "Горячие обеды"

Оглавление

Путана

Эту ещё молодую девчонку ни как не назовёшь таким словом, как путана. Но именно так она себя однажды обозначила, правда, в скользь. Наивная.  Почему наивная, или почему считала? Всё очень просто. В обычной своей жизни она ещё школьница, старшеклассница средней литовской школы, Ка-ого района, крупного портового города.  Даже хорошо училась, когда ходила на занятия. Их было в классе две подружки, две Ольги. Если одна была заводилой всего класса, то вторая Ольга была заводилой первой Ольги! Подружки, как говорится, не разлей вода.
После школьных дискотек  попробовали другие,  городские. В городе самые лучшие вещи происходили в ДОФе,  потом в фойе одного кинотеатра, и в портовых клубах  и клубах по интересам. Конечно, были ещё кабаки, но туда обыкновенных школьниц никто не впустит.  Нормальный ресторан, типа «Нептунас», мог обойтись в один вечер полумесячной зарплатой среднего инженера. Сумма  для небольшой компании ещё приемлемая, но кто скажите, готов тратить такие деньги? Вероятно, что находились такие люди. А, скажите, кто сам ходил в восьмидесятых годах на такой вечер, только  с одной  десяткой в кармане, кто отважился? А ведь это тоже немаленькая сумма денег, для любого молодого человека.
 Итак, Дом Офицером Флота. Это памятное всем жителям здание, построенное в годы тоталитарного режима или в послевоенные годы. Нет, вероятно, что это здание ранней постройки, но потом в годы установления Советской власти его просто отдали под это самое нужное мероприятие, на службу советского военного флота. Я не думаю, что местное население питало какие – то особые отрицательные чувства к этому строению. Дело в том, что в здании находилось фотоателье, которое пользовалось большим спросом у всех жителей.  Там фотографировались все, без исключения. Местные красавицы пытались попасть на витрину этого ателье, правильно было бы указать, на витрину фотографий с этими самыми красавицами. Подошёл нужный возраст, и девушка должна заявить о себе, она шла сниматься в ателье. Через некоторое время её фотография украшала огромный стенд, или не украшала. Это как повезёт! Но в архиве эти фотографии точно окажутся.
Итак, Ольги    посещали  дискотеку Дома Офицеров Флота.  Они уже всех там знали, их тоже заметили.  Благо, что было много общих знакомых, тем более из одной школы. Музыка была современная, многие шлягеры из репертуара популярных советских исполнителей. Что - то пели молодые люди, явно, они были  не без таланта. Что - то исполняла молодая певица с хорошо поставленным голосом. Потом было много записей, которые можно было включить в любой момент. Это было очень хорошо поставленное и продуманное  действие.  Задержек и длительных пауз не было. Иногда исполнители пели на литовском языке.  Песни были не самые мудрёные, но слова понятные. А мелодии доступные.  «Егле мана шаша!»   Познакомьтесь! «Елка моя сестра!»
Дни, когда там проводили эти вечера, были только пятница, суббота, воскресение.  Где то после десяти вечера мероприятие сворачивалось! Считалось, что молодёжь должна отдохнуть. И молодёжь желала отдыхать дальше!  И все перемещались на соседнюю улицу, в фойе кинотеатра «Жальгирис». Там уже заканчивался последний сеанс, и  некоторое время длилась своя дискотека.  Это было круто! Почему?  Представьте себе, были такие оболтусы, которые покупали проходные билеты в оба места, и тусовались в них почти одновременно. То есть смотрели, если было скучно, то быстро перемещались в «соседнее» заведение, это выходило почти недалеко, перейти улицу, потом дворами и опять перейти улицу. Соответственно были и другие оболтусы, у которых постоянно денег не было, они проходили бесплатно, выпрашивали корешки билетов у выходящих покурить посетителей, и проходили. Вернее сказать, пользовались даже не корешками а обрезками открыток с пропечатанными датами. Такие вещи легко было подделать.
 В кинотеатре тоже была живая музыка, надо отдать должное этим организаторам, «фанерой» там редко пользовались, легче было поставить запись популярного исполнителя, пока вокалист пьёт свой чай в буфете. Когда в кинотеатре всё заканчивалось, то на продолжение «банкета» у многих просто не было денег. В это время редкие заведения были ещё открыты, но не факт, что туда можно было попасть. Существовал возрастной ценз. Потом, это было время «сухого закона» в стране, так просто спиртное купить было не возможно, его просто не было в продаже. Дневные очереди дико поражали своим существованием.
Можно было представить себе очередь в мавзолей Ленина, когда, вдруг сообщили, что Ильича будут показывать последние полчаса, а потом будет технический полугодовой  перерыв. Тут все и ломанулись к дверям! Пиво разбирать, водку, только по два «пузыря» в руки! Всё остальное время надежда на водителей такси. У этих парней было налажена поставки и продажа паленой водки и шампанского. Про вино вообще молчу. Его тоже ограниченно продавали в вино – водочным  отделе центральных гастрономов.
Итак, вечер заканчивался. Подруги иногда  «отшивали» своих  настойчивых ухажёров, брали такси и отправлялись на другой край города, домой. Нужно сказать, что у них с деньгами проблем никогда не было. Но с родителями! Если отцы пропадали в море, и до своих чад им дело было мало, то матери, после длительной осады, только ограничивали во времени  посещение этих самых  «танцулек»! Но кто скажите, слушает своих мам в этом возрасте. Пылкие прощание в подъезде. Умопомрачительные поцелую под луной.  Бессмысленная ходьба, под руку от скамейки к скамейке! Всё это очень скоро надоело. Подруги рвали отношения с очередными ухажёрами, записывали в свои «победы», и готовились к следующей своей охоте.
Портовые клубы тоже предоставляли увеселительную программу для городской молодежи, но там упор делали на свою трудящуюся молодёжь. А это была другая, этническая группа. Люди более зрелые, многие после армии. Чаще всего литовцы.  В школах, где изучались русский и литовский язык в полном объёме, языкового барьера не было. Особенность жителей таких городов в том, что они и говорят, и думать могут с детства,  как на литовском, так и на русском языках! Вероятно, что девчонкам было скучно там.
Были ещё клубы по интересам. Это типа «кому за сорок». Специфическое место! Сколько нужно наложить макияжа и штукатурки, чтобы вахтёр отвернул в сторону голову и пропустил юных пигалиц в зал? «О-2» попробовали. И больше туда не ходили, зачем попусту  время тратить.
Что касается нормальных баров, типа подвальчика на площади, то это место, куда «О-2»  наведывались в любой другой день. Особенность этого заведения – наличие такого количества современного неона, что вечер менял облик посетителей после первого коктейля. С одним коктейлем  можно было просидеть бесконечно долго, но и это было очень скучно. Принять в подарок от другого  посетителя очередной напиток автоматически означало – продолжение отношений. А торопиться подруги, пока не спешили!  Это называлось «продинамить». Ходить по таким «злачным» местам с кем-нибудь из своих знакомых они не могли. Ну, откуда у сверстников такие деньги? У других знакомых тоже было не густо.
Настал момент, когда стали выбирать более денежных парней, которые могли позволить себе «погудеть» в любом месте, без особых потерь. Вечера стали пролетать более быстро, дискотеки со старыми знакомыми, стали казаться безобидными шалостями, почти детством. Зрелость диктовала другие отношения, новый круг общения. Завалиться в международный бар, находящийся на восьмом этаже в центральной гостинице города, где напитки оплачивались боннами или валютой, это было уже не круто, обычное дело. Парни платили за всё. Впрочем, парни тоже были не постоянны, целая череда, они как бы передавали эстафету друг другу. Это были молодые бизнесмены, немного бандюки, они только-  только начали получать удовольствие от жизни.
«О-2» считали себя путанами. Тем более, что на экраны вышел новый художественный фильм «Интердевочка». Вот на что стоило посмотреть, решили подруги, и сходили второй или третий раз на просмотр. Да, это Вам, не «Империя чувств»! Если вы знаете, о чём идёт речь.
Что касается серьёзных отношений, то подруги решили, что ещё рано! Лет через десять можно будет маячком «помаячить», захомутать обеспеченного и упакованного. А пока, гулять до утра!

"Одесситы. Кто больше зарабатывает, тот больше знает."
От штурмана:
Я часто сталкиваюсь с экипажами других судов, других государств. Вот, как - то  в Находке наблюдал такую картину. На проходной выходит группа моряков дальнего плавания. Стоит конкретный галдеж! И ничего из этого толком определить нельзя. Это  люди разговаривают на  своей мове, заняты своими проблемами, выясняют или делают вид, что выясняют между собой отношения.
Остальные только помалкивают. Вот прошли проходную, все двинулись в сторону городской улицы. Такой же ажиотаж, создается впечатление,  что моряки привезли с собой кусочек привоза, усилено о чем – то говорят, но друг друга совершенно не слышат.
Вдруг, один моряк обращается к остальным попутчикам:
-«Восточный! Восточный! Много раз о нём слышал, но никогда не наблюдал. Скажите, а хде это, тут собственно ховоря?»
Речь пошла о порте Восточный, который находится под Находкой, буквально недалеко, можно маршрутным автобусом добраться.
Все остальные онемели сначала от  присутствия такого говорливого контингента, потом от того, что один человек неожиданно сменил тему и обратился к ним. Доля секунды, и несколько человек стали показывать, в какой стороне находится порт Восточный!
 Это было три разных направления! Представляете, что должны были подумать гости Находки, когда на такой простой вопрос, им указали несколько разных направлений.
Но они были бы, наверное, одесситами, если бы не смогли разобраться по - своему!
-«Скажите, кто, сколько зарабатывает в месяц!»
Мужики  честно ответили 30, 45, 60.
-«Вот, вы, что 60, скажите, в какой стороне Восточный? Там? Спасибо! Кто больше зарабатывает, тот больше знает, учтите, други!»
Довольно интересный жизненный подход, не правда ли?

Очерк. "Горячие обеды."

Всё! Теперь у нас точно, как на "загнивающем Западе". Раньше про бесплатные обеды только говорили. Утверждали, что это признак загнивающего капитализма. При этом, правда, уточнили, что это форма человеческой взаимопомощи. Вот и в период бурного строительства рыночных отношений в нашей стране, стали появляться "ночлежки" и пункты выдачи горячих обедов. Сначала это произошло в обоих Столицах, затем и в крупных городах страны. Но надо заметить, что первыми на этом поприще были различные иностранные миссии и религиозные организации. Им это было ближе. Они уже имеют огромный опыт работы с незащищёнными слоями населения, которые теперь оказались за чертой бедности. И без лишнего лукавства они делают эту свою большую и полезную работу. Надо отметить, что порой это происходит не бескорыстно, так как они проповедуют разные концепции веры, и работают на определённую отдачу, результат. Так например, участие в совместных мессах. Теперь и в нашем городе, в частности в центре производят раздачу горячих обедов. Небольшой очереди возле пунктов раздачи уже никого не удивляют. Редкий прохожий станет рядом, в недоумении, немного поглазеть.  Но многие не хотят видеть и признавать это явление. Но не в этом дело.  Я не знаю, как именно каждый человек попадает в эту очередь. Это отдельная история, история его и таких, как он. Но хотел бы отметить, что большинство в этом ряду - мужчины! Мужчины зрелого возраста, вполне работоспособные и далеко не все из них калеки! Возникают только вопросы: Почему так происходит?  Почему им стало легче спать под забором? Пить  дешевый "денатурат" в подворотне? Почему вдруг стало проще просить милостыню у многолюдного переходаи выстраиваться в такой очереди, за порцией горячей каши? Почему нельзя попытаться вырваться из этого, казалось бы уже "замкнутого круга"? Экономические проблемы разбивают семьи, планы, будущее. Только более прочными в "море" жизненных проблем оказываются женщины, их основным стимулом - являются дети, их здоровье и их будущее. Но сильные потрясения, алкоголизм, наркотики, другие невзгоды с близкими, или отсутствие жилплощади может привести к новым трагедиям. Существует нелегальная биржа труда, которая позволяет держаться на "плаву" определённой категории граждан. Такое можно видеть на отдалённой улице, в районе скопления скамеек у дороги. Там сидят трезвые мужики помятые жизнью, порядок поддерживается железный, имеется подобие строгости внутренней дисциплины. Подъезжает автомобиль и через несколько минут увозит нужного кадра на "работы".  Такое место "держат", имеют с этого процент. Больше  тревожит наличие на наших улицах  детей. Статистика прямо устрашает, уровень настоящей волны беспризорничества достигает уровня времен гражданской войны. Детей в  детских домах так много что, это становится национальной проблемой. Если после гражданской войны этот вопрос решили радикально, путём создания большего количества детских колоний и домов. В наше время появились новые формы, это "семейные" детские дома и патронажные семьи. Но на одном энтузиазме будущего детей не построить. Государство одно ничего не сделает, без нашей помощи. Пусть каждый из нас  задаст себе вопрос, а что Он сам может сделать для детей, чем помочь? Взять ребёнка под опеку дело очень ответственное, но можно просто приходить в детские дома, вникать в насущные проблемы, брать шефство рабочим коллективом, открывать детские счета на самостоятельную жизнь. Можно брать детей на выходные дни, для походов в театр или экскурсионные поездки, на время отпусков, втягивать их в настоящую семейную жизнь. Помогать постоянно, не навязывать, опекать и поддерживать. Хотелось бы верить, что в будущем мы не увидим этих детей в очередях по выдаче горячих обедов.