До полной стабильности на рынке еще далеко.
2018 год принес долгожданное улучшение ситуации в сегменте ОСАГО. Благодаря электронному ОСАГО и системе «единый агент» количество жалоб на невозможность оформления полиса сократилось. И даже объем выплат снизился на 21% в результате использования натурального возмещения ущерба и борьбе с мошенничеством.
При этом до стабильной работы в сегменте еще далеко. Количество страховщиков ОСАГО сокращается очень быстро: с 61 до 50 в 2018 году, и в основном они ушли с рынка не по своей инициативе. Треть из оставшихся компаний имеет коэффициент выплат более 77%, а это значит, что ОСАГО остается для них невыгодным направлением деятельности. Для компаний, у которых этот вид составляет более половины портфеля, высокая убыточность создает угрозу финансовой устойчивости.
С проблемами ОСАГО не справляются в основном мелкие компании. Но даже крупные страховщики свое будущее в этом сегменте видят по-разному. Стремительный рост показывает «АльфаСтрахование»: в прошлом году компания увеличила объем премий почти в 2 раза и стала новым лидером сегмента. В 2019 году ее доля продолжает расти. Несмотря на то, что большинство страховщиков из ТОП-10 по ОСАГО заявляют о планах роста, только 3 из них показали положительную динамику премий за первые 2 месяца 2019 года. Конкурентная борьба будет разворачиваться в основном между крупными компаниями. К концу года ТОП-10 страховщиков ОСАГО займут 80% этого рынка.
Первые шаги реформы по либерализации тарифов принесли достаточно позитивные для автовладельцев результаты. По данным РСА, за 2 месяца средняя премия для владельцев легковых автомобилей сократилась ~ на 2%, но в абсолютных цифрах снижение совсем небольшое – около 200 рублей. Подешевели полисы для большинства юридических лиц и владельцев мотороллеров, а для такси и общественного транспорта, наоборот, подорожали.
Как и ожидалось, расширение тарифного коридора привело к росту конкуренции за выгодные сегменты. В Москве тарифные ставки снизились. Однако в четверти регионов купить полис дешевле не удается даже аккуратным водителям. В 22 субъектах РФ коэффициент выплат превышает 77%, в том числе в 8 – 100%. Региональный дисбаланс сократился (в 2017 году таких регионов было 43 и 21 соответственно), но сохраняется как из-за неверного установленного территориального коэффициента, так и активности автоюристов. Естественно, в таких регионах базовый тариф повысился. При этом базовый тариф – основной, но не единственный фактор, влияющий на стоимость полиса. Снижение премий у большинства водителей произошло не только в результате реформы базового тарифа, но и за счет изменения коэффициентов по возрасту и стажу.
С начала апреля стартовал следующий этап реформы, касающийся коэффициента бонус-малус, и возможности выбора страховой компании при заключении договора через систему «единый агент». С 1 апреля КБМ присваивается по минимальному значению из всех полисов, в которые вписан водитель, и устанавливается 1 раз в год.
Дальнейшее развитие реформы пока притормозилось. Среди причин можно выделить затянувшуюся дискуссию по коэффициенту мощности. Например, считается ли гоночной машина с объемом двигателя 120 л.с. или, учитывая технический прогресс, уже нет. Споры идут и по территориальному коэффициенту, по месту регистрации водителя, плотности движения в том или ином населенном пункте. Все эти новации обсуждаются, консенсус может быть найден в перспективе 2-3 лет. Так, например, больше чем на год сдвинут предполагаемый срок отмены коэффициента мощности.
При этом продолжают вноситься новые предложения: увеличить выплаты по ущербу жизни и здоровью с 500 тысяч до 2 миллионов рублей (как в других видах обязательного страхования), учитывать манеру вождения и нарушения правил дорожного движения (но не езду в пьяном виде). С большой долей вероятности полная либерализация ОСАГО не закончится к 2023 году, как предполагалось изначально.
Но если изменение подходов к ценообразованию, индивидуализацию тарифа положительно оценивают как страховщики, так и страхователи, то существующая система урегулирования убытков продолжает вызывать вопросы у обеих сторон. Как всегда, в выигрыше остаются автоюристы. В 2018 году снизилось количество выплат по решению суда, но общая сумма таких выплат практически не изменилась, и с 50 до 70 тысяч рублей выросла средняя сумма штрафа.
Переход к принципу натурального возмещения ущерба позволил страховщикам в 2018 году сократить объем выплат почти на 37 млрд рублей по сравнению с прошлым годом, но вопрос, не будет ли эта передышка временной, остается открытым. По данным за первые месяцы 2019 года рост выплат обгоняет рост премий. Опасения вызывают как увеличение количества заявленных убытков (на 16% по сравнению с январем-февралем 2018 года), так и рост средней выплаты в связи с изменением с 1 декабря 2018 года справочника РСА. Еще один тонкий момент – возможность перерасчета выплат по событиям, произошедшим с 13 апреля 2016 года до 30 ноября 2018 года, по единой методике ЦБ без использования справочников РСА. Судебный прецедент создан, и этой возможностью несомненно воспользуются автоюристы, но существенность влияния на убыточность рынка ОСАГО пока определить сложно.
Рынок остается очень неоднородным по убыточности в разрезе территорий, типов транспорта и автовладельцев. Поэтому страховщики подходят к изменению тарифа в меньшую сторону довольно осторожно. Например, Росгосстрах снизил базовые ставки только в конце февраля. Первые результаты реформы показывают, что рынок становится более сегментированным, и за выгодные сегменты конкурентная борьба будет острой. При этом возрастает риск демпинга.
Все участники рынка надеются, что острый этап кризиса в сегменте ОСАГО пройден. Методы регулирования тарифов становятся более рыночными. С 1 июня именно с сегмента ОСАГО начнется работа финансового омбудсмена, что должно снизить количество судебных споров. Пока самую большую проблему – злоупотребления правом со стороны юристов – не удается решить по крайней мере в 20 регионах. Практически все регионы, которые сейчас находятся в «красной зоне», без системной работы страховщиков и местных властей из нее не выйдут.