Наверное, нет в нашей стране человека, который не знал бы или хотя бы не слышал имя Ирины Родниной. Великая фигуристка, которая вместе со своим партнером Александром Зайцевым покорила весь мир своим мастерством.
Её имя и сегодня на слуху, а я хочу вспомнить пару, которая должна была стать наследниками Родниной и Зайцева и имела к этому все основания, одержав несколько ярких побед на рубеже 70-х80-х годов прошлого века, а потом вдруг исчезла неведомо куда.
Речь пойдет о Марине Черкасовой и Сергее Шахрае
Путь друг к другу
Сереже было 6 лет, когда мама привела его в детскую школу фигурного катания. Нельзя сказать, что бы он был от этого в восторге. Нет, кататься на коньках ему очень нравилось, но мальчик всерьез опасался насмешек друзей по двору.
Именно поэтому он несколько лет скрывал от приятелей, каким видом спорта занимается.
Но со временем пришел азарт, начали получаться все более сложные элементы, появилось стремление стать лучшим.
Вскоре на него обратил внимание сам Станислав Жук, чей авторитет в то время был непререкаем. В группе Жука тренировки проводились два раза в день, но Сергей бежал на них с радостью. Лед стал его стихией.
Марина впервые попала на «Стадион юных пионеров» за компанию с братом. Причем мама как раз планировала отдать в секцию старшего сына, а дочку захватила, потому что не с кем было ее оставить. В итоге мальчика забраковали, а вот Марина тренерам понравилась.
Тренировалась она самозабвенно. Еще будучи ученицей младших классов освоила сложнейшие прыжки и выполняла сложную программу.
Единственное, что ей не нравилось, но без чего немыслимо в то время было одиночное катание, это так называемая «школа». Спортсмен должен был вычерчивать специальными коньками на льду сложнейшие геометрические фигуры, которые потом оценивали судьи.
Сергей, кстати сказать, то же эту ледяную геометрию, мягко говоря, недолюбливал.
О том, как они стали кататься вместе Марина впоследствии вспоминала так:
«Помню, как ко мне подошёл мой тренер Сергей Юрьевич и сказал: "Марина, Станислав Алексеевич хочет попробовать поставить тебя в пару с мальчиком". У Серёжи до меня была высокая тяжёлая партнёрша, и ему было непросто её поднимать, поэтому Станислав Алексеевич решил попробовать со мной, чтобы ему было полегче.
Я, конечно, как ребёнок, очень сильно испугалась и сказала, что останусь в одиночном катании. Мне тогда было всего лет девять.
Несмотря на очень юный возраст, я хорошо прыгала, и вставать в пару мне очень не хотелось. Не поверите, я рыдала. Позднее, когда нас всё-таки поставили в пару с Сергеем, мне понравилось.»
На первых порах молодой парой занималась Татьяна Жук, сестра Станислава Алексеевича, а немного позже к тренировкам приступил сам мэтр.
Первый громкий успех пришел к молодой паре в 1976 году, когда они с блеском выиграли международный турнир на приз газеты «Московские новости».
В 1977 году они произвели настоящую сенсацию, первыми в мире исполнив четверную подкрутку.
Их программа просто изобиловала сложнейшими элементами.
Тогда то и родился миф о том, что успехи пары связаны с миниатюрностью партнерши. Тринадцатилетняя Марина имела рост 138 сантиметров, против 173-х у Сергея.
Продолжая работать над программой, они набирались соревновательного опыта.
В 1978—1979 годах они стали чемпионами СССР, в 1979-м — чемпионами Европы, а в 1980-м — чемпионами мира.
На Олимпийских играх 1980 года в Лейк-Плэсиде Сергей и Марина заняли второе место. Но они не считали себя проигравшими, потому что все равно звучал гимн Советского Союза и на высшей ступеньке пьедестала почета стояли Ирина Роднина и Александр Зайцев, для которых это была прощальная Олимпиада. Они уходили, открывая дорогу Сергею и Марине у которых, казалось все впереди.
К сожалению, надеждам не суждено было сбыться. В 1981 году после ряда неудач пара распалась.
Что послужило причиной?
Официальная версия, выдвинутая Жуком, что Марина, вдруг очень резко, буквально за одно лето выросла на 12 сантиметров, что сделало просто физически невозможным выполнение многих элементов.
Эту версию очень быстро подхватили все тогдашние СМИ, я например сам прекрасно помню как об этом говорил Сергей Кононыхин, многолетний комментатор фигурного катания на Советском телевидение.
Теперь конечно трудно судить, но вот что говорил об этом в одном из интервью Сергей Шахрай:
«На самом деле, в последний год у нас очень сильно испортились отношения с нашим тренером Станиславом Жуком. Собственно поэтому и начались поражения. А то, что Марина выросла – это лишь отговорка для прессы. В доказательство я могу привести вам тот факт, что в Олимпиаде мы уже участвовали с теми же самыми параметрами, что и при распаде пары. И это не помешало нам отлично выступить.»
Конечно, у каждого своя правда, но то что ссора Шахрая с тренером имела место быть подтверждает и Марина Черкасова.
Не секрет, что Станислав Алексеевич при всей своей гениальности как тренер имел страсть к горячительным напиткам. Причем к началу 80-х эта страсть уже переросла в болезнь.
Когда после окончания сезона его подопечные должны были в составе других призеров и победителей ОИ отправится в коммерческий тур по Европе, было принято решение Жука в поездку не брать. Вдруг напьется, на каком ни будь банкете, скандала потом не оберешься.
Вроде как Жук попросил Шахрая написать заявление, что они отказываются ехать без своего наставника. Шахрай утверждает, что ходил в спорт комитет, но ему дали понять ,что это не его дело.
Как бы там ни было, но в турне фигуристы уехали без Жука, а тот затаил обиду.
Кончился конфликт тем, что Сергей принял решение перейти в группу Ирины Родниной. Марина с ним уходить отказалась. Каждый пробовал кататься с новым партнером, но в итоге ничего хорошего из этого не вышло.
Наверное, они были на тот момент молодыми советскими чемпионами, добровольно покинувшими большой спорт. Сергею было 24 года, а Марине всего 18.
Жизнь после спорта
Сергей
После окончания спортивной карьеры, Сергей Шахрай работал какое то время тренером в группе Ирины Родниной. Затем выступал в различных ледовых шоу. Много ездил по всему миру. В 1992 году, будучи на гастролях в Австралии получил приглашение поработать в стране кенгуру. Сначала заключил контракт на 2 года, потом еще, да так и прижился на зеленом континенте. Поскольку фигурное катание не является в Австралии спортом № 1, особо выдающихся успехов его подопечные не добились. Самым «звездным» своим учеником называет другого нашего бывшего соотечественника боксера Костю Дзю которого он готовил к участию в проекте «Танцы на льду».
Почти сорок лет живет в счастливом браке и вполне доволен жизнью.
Марина
После окончания спортивной карьеры начала выступать в «Московском балете на льду», где познакомилась со своим первым мужем. Родила сына. Семейная жизнь, к сожалению, дала трещину. Весте с сыном уехала на Украину где стала артисткой «Цирка на льду», где выступала с голубями.
Во время гастролей в Италии получила предложение остаться работать тренером.
Повторно вышла замуж и прожила на Апеннинском полуострове до 2000 года.
На рубеже веков со всей семьей вернулась в Москву. Муж через некоторое время отправился назад, а она работает тренером в детской школе фигурного катания «Айсберг».
Своей любимой ученицей называет внучку
В 2016 году, когда Сергей Шахрай приезжал в Москву, произошла встреча бывших партнеров, которые не виделись 35 лет.
Спасибо всем кто дочитал до конца. Буду очень благодарен за отзывы и лайки.