В предыдущей статье я знатно раскритиковал нашу систему образования, в этой я хочу предложить варианты улучшения и того, что могут сделать обычные люди.
Начнем с предметов и областей знания.
Смотрите: цель образования в том, чтобы дать жизненно важные знания о мире и обществе, научить грамоте, арифметике, дать представление об этических нормах, научить работать с информацией (находить, проверять на истинность, применять), научить рациональному мышлению (изучить законы логики, когнитивные искажения), финансовой грамоте, дать самые основы естествознания, научить оказывать первую помощь.
Это самая база, которую действительно необходимо знать, но большинство с нынешней системой даже этой базой не владеют, даже с высшем образованием! Хотя достаточно и пяти лет, чтобы всем этим овладеть!
Помимо обычных предметов, можно также сделать дополнительные, которые ученики бы посещали по желанию, типа кулинарии, выживанию в экстремальных условиях, искусству, юриспруденции.
Важно не столько накопить объем знаний во время обучения, сколько научиться находить эти знания, работать с ними, думать логически и в целом быть приспособленным к реальной жизни.
Наша цель вызвать интерес к учебе и создать подкрепление результата — например, выучил главу по экономике и сэкономил часть семейного бюджета, затем купил себе на это что-нибудь. Освоил главу по графическому дизайну, пошел нарисовал крутой логотип и продал или для себя плакат крутой сделал. Узнал что-то на физике — провел эксперимент, получил результат и придумал как это можно применить.
Примеры не самые идеальные, но тут главное понять общий принцип. То есть мы рекламируем как бы новое знание, учим ему, а затем закрепляем на результате. Бинго!
Подача материала:
Материал отобран по принципу — сначала самое важное и базовое, затем все остальное в качестве дополнения. Базе уделяем максимум времени, разжевывая простыми словами, чтобы она записалась на подкорку. В целом, следуем принципу Парето.
Обучение можно построить блоками, не: 1 урок алгебры, затем физра, затем иностранный... А один учебный день — полное погружение в один предмет с перерывами.
Поощрение тупых вопросов, чем тупее вопрос, тем глубже можно понять материал и тем меньше будет учеников, которые не знают что-либо потому, что боятся спросить.
Общие принципы обучения:
1. Сначала вызываем интерес, желание узнать что-либо, объясняем где и как это может пригодится, а затем даем ответы, желательно закрепить все на практике. Любое другое обучение не настолько эффективно, так как человек — животное, нами управляет биология и если нет интереса и положительного подкрепления, то ничего и не выучишь.
2. Отсутствие критики и наказаний. Плохая успеваемость, это всегда следствие чего-то, а не причина. Мы должны разобраться с причиной, которая может быть и со стороны преподавателей, так и со стороны ученика — психологические, физиологические факторы.
3. Сначала даем базовое обязательное образование (описал выше), это типа первого уровня в школе, а дальше ученик может сам выбирать предметы, которые ему наиболее интересны, как это делают в некоторых странах, таким образом можно развивать сильные стороны, но при этом твердая необходимая база уже будет.
Как всё это реализовать вопрос другой, но можно начать с малого — если речь про школьников, есть варианты с домашним обучением, частными школами или просто вести параллельное обучение, придерживаясь выше описанных принципов, а на школу не обращать внимания. Если речь про студентов и образование в целом, то самостоятельное обучение, репетиторы, системы поощрений.
Согласны или нет? Оставляйте свое мнение в комментариях и подписывайтесь на канал, будет новый материал. Канал проекта в телеграм: tele.gg/kanalxtm