Найти тему
Кикер ТВ

Кто открыл Айртона Сенну и взорвал самое скучное десятилетие «Формулы-1»

Создав команду ради развлечения, ирландец превратил работу менеджера в цирковое шоу.

В предпоследний день августа 1998 года несостоявшийся священник, стоматолог, гонщик, но успешный бизнесмен Эдди Джордан никак не хотел улетать из бельгийского Спа. Он пересматривал новостные выпуски и не верил, что случилось несколько часов назад. В 13-й гонке сезона-1998 победил Деймон Хилл, а его партнер Ральф Шумахер приехал вторым. Они выступали в команде, названной в честь основателя – Эдди Джордана, главного рок-н-рольщика «Формулы-1» 90-х годов. После такого можно заказывать отдельный самолет, что Эдди и сделал.

Ирландец – фанат гонок. Даже фатальная авария в 1975 году на картинге не убавила любви к автоспорту – сломанные ноги срослись. Про полную потерю волос Эдди слышали немногие – он мастерски носит парики и никогда не скрывал этого факта.

-2

Ирландец перенес опыт с волосами в паддок, мастерски научившись прикрывать залысины в бюджете и техническом потенциале, продавая скромный Jordan мотористам, спонсорам и пилотам как ценный продукт и получая все для успеха в гонках.

" Я не говорю, что десять лет назад мы жили в каменном веке, но теперь многие просто не понимают, с какими проблемами мы сталкивались. В 1991 году наша команда не входила в основную обойму. В семь утра в пятницу мы еще стояли на траве, вне боксов, и если к восьми мы не проходили предквалификацию, то не получали билет на уик-энд."

Тот самый 1998 год открыл эру расцвета команды в «Формуле-1». Джордан выбил мощный двигатель V10 Mugen Honda, Майкл Гаскойн выразил гениальный стиль в постройке шасси, и в 1999 году небогатая команда всерьез сразилась за титул с McLaren и Ferrari. И это спустя всего восемь лет после дебюта в «Королевских гонках». Хайнц-Харальд Френцен привел ярко-желтый болид с пчелой на кокпите к двум победам и четырем подиумам, занял третье место общего зачета в 22 очках от победителя Хаккинена.

Болиды Эдди были желтыми, словно это командный цвет вроде алой ливреи Ferrari или черной у Lotus. Но самым знаменитым болидом Jordan был первый, зеленый с рекламой 7UP на борту.

-3

Все 19 подиумов и четыре победы Эдди уступают единственной гонке из 250, не принесшей очков и славы. В первом «Гран-при Бельгии» Эдди Джордана оба болида сошли задолго до финиша. За рулем одного из них сидел Михаэль Шумахер. Одна гонка, несколько поворотов до поломки, и немец стал востребованным – на следующем этапе он выступал уже за Benetton.

Рубенс Барикелло, Джанкарло Физикелла, Эдди Ирвайн, Ральф Шумахер, Такума Сато – половина крутых гонщиков начала 2000-х прошла через Jordan, а помимо Шумахера Эдди помогал еще одному великому чемпиону. Айртон да Силва гонял на болиде Джордана в «Формуле-3», чтобы впоследствии стать чемпионом этой серии, а также «Формулы-1» – правда, уже под другой фамилией. Даже когда Jordan встал на грань банкротства в 2005 году, команду пополнил Тьягу Монтейру, сейчас побеждающий в WTCC.

" В 1982-м я дал одному молодому гонщику по имени Да Силва шанс выступить в «Ф3», после чего он выиграл в Макао. Потом он поменял имя и стал Сенной. Так что однажды я нашел Сенну, а через пару лет – Деймона Хилла."

Денежный вопрос остро стоял перед Эдди и командой даже во времена расцвета табачного спонсорства и контракта с Benson and Hedges. Виной всему эксцентричность. Пока другие менеджеры плели интриги, забалтывали спонсоров и разрабатывали гоночные стратегии, Эдди проводил яркие фотосессии с полуголыми моделями и регулярно садился за барабанную установку.

-4

Бесплатным приложением к ярким рекламным акциям и концертам шли вечеринки, перетекающие в пьянки, которые чемпион мира Деймон Хилл считал лучшими среди всех в паддоке. В интервью Reuters Джордан рассказал, как расслаблялся перед Гран-при:

«Этот случай произошел в Токио, в среду вечером перед «Гран-при Японии» (1998 год – прим. Eurosport.ru). Я встретился с Деймоном Хиллом для обсуждения некоторых моментов, связанных с Honda, после чего мы решили вместе выпить. Наш вечер закончился в клубе The Cavern, названный так в память о The Beatles, где один из клиентов узнал Деймона.

Прежде, чем я успел опомниться, мы оказались на сцене вместе с японскими парнями, выглядевшими, как Джон, Пол, Джордж и Ринго. Я сел за барабаны, Деймон взял гитару, и мы начали с песен Love Me Do и Twist and Shout. Это было совершенно спонтанно и просто фантастически. Наше выступление длилось не более часа, но когда мы закончили концерт, зал взорвался бурными аплодисментами». Джордан обожал музыку – уже после окончания карьеры менеджера в 2009 году он собрал рок-группу Eddie and The Robbers.

Эдди всегда был открытым и веселым парнем, но любили его далеко не все. Напротив, его карьера в «Формуле-1» – бесконечная борьба с системой, поставщиками, пилотами и соперниками.

" Люди, которые ничего не понимают в автоспорте, восклицают: «Эдди Джордан? Это тот самый ирландский придурок, который всегда приземляется на ноги». И знаете что? Они правы! Я невероятно везучий человек."

Джордану постоянно приходилось решать проблемы с двигателями: то Ален Прост переманит неплохой Peugeot, то BAR отхватит победный агрегат от Honda, оставляя Эдди ни с чем. То же и со спонсорами: Benson and Hedges пришел в 1997 году с 20 миллионами долларов, но завязал с «Формулой-1» еще до полноценного запрета на табачную рекламу в 2001 году. Проблемы с деньгами Джордан переживал с улыбкой, но постепенно уходил в тень.

-5

Продав команду в 2006 году, Эдди покинул «Формулу-1». Пережив эпоху забвения в роли Midland и Spyker, команда преобразилась в нынешнюю Force India, к которой Джордан испытывает теплые чувства.

" Force India в моем ДНК, это моя страсть."

Сам ирландец из автоспорта не пропал. Он комментировал для BBC и даже вел передачу про школу гоночного мастерства. Главной фишкой шоу были герои – беспризорники лондонских улиц, которых знаменитый Эдди учил гонять по трассе, работать в команде, ремонтировать и дорабатывать автомобили.

Джордан подарил «Формуле-1» двух величайших гонщиков, потом рекламировал водку и энергетический напиток, а теперь заменит Джереми Кларксона в TopGear. Рок-н-ролл продолжается.