10 апреля на Change.org опубликована петиция о защите пациентов от медицинских спекуляций на здоровье и последней надежде. Поводом к подаче петиции стал громкий процесс - дело олимпийской спортсменки Марии Комиссаровой, которая отстаивает свои права в споре с клиникой доктора Евгения Блюма.
Создатели петиции считают, что она станет серьезным стимулом к обращению внимания на участившиеся случаи обмана и без того слабых в борьбе со своей болезнью людей и объединит людей, которым небезразлична эта общая проблема.
В последнее время в России участились случаи спекуляции на “последней надежде”. Доведенным до отчаяния болезнью, людям обещают чудесное излечение за огромные деньги и таких историй — тысячи.
Людям продают чудесные «исцеляющие от онкологии», биодобавки за сотни тысяч рублей, ставят «фейковые» диагнозы, назначают дорогостоящее бессмысленное лечение, продают «омолаживающую инновационную» косметику в кредит за сто тысяч рублей. Особенно цинично ведут себя «доктора», которые обещают вылечить неизлечимых больных. Этот «бизнес» грамотно и качественно сделан, поставлен на поток, обернут в красивые юридические документы и приносит огромные доходы собственникам. Но это мошеннический бизнес, построенный на обмане самых слабых и беззащитных — больных людей.
Дело Комиссаровой — лишь одно из тысяч подобных. Это классическая история про доведённого до отчаяния своей болезнью человека с одной стороны, и организацию, которая обещает чудесное излечение за огромные деньги с другой. Юридически всегда все оформлено «красиво», без обещаний и гарантий, на полную ответственность пациентов. Что-то доказать правоохранителям и судам очень непросто. Примеров в СМИ много. В результате людям приходится прикладывать неимоверные усилия чтобы доказать очевидные вещи в суде. Что им обещали вылечить рак, а продали витамины; обещали чудесное омоложение, а продали простую косметику (и хорошо, если косметика не нанесла вреда коже); поставили несуществующий диагноз и заставили впустую лечиться; обещали заново научить ходить, а продали услуги тренажёрного зала за 2,5 млн рублей в месяц, как в деле Марии.
Дело Марии Комиссаровой - яркий пример беззащитности пациента в таких отношениях, а занятая судом позиция — как лакмусовая бумажка, пример нежелания глубоко разбираться и защищать таких людей.