Найти тему
Cinema Addicted

Гигантские роботы и лазеры в советской сказке

«Раз-два – горе не беда» – это фантастическая сказка-мюзикл, снятая в 1988 году по пьесе Юлия Кима. В мире фильма пересекаются русский царь и лазеры, паровые самоходные телеги и богатыри. Этот микс из идей создаёт возможно самую необычную сказку в истории советского кино.

Отрывок из фильма «Раз-два – горе не беда»:

Иван-солдат возвращается из похода с головой поверженного дракона. За эту славную победу Иван-царь (Олег Табаков) предлагает ему звание фельдмаршала, гигантский орден и принцессу в жёны. Солдат отказывается от всего и просит разрешения отправиться в отпуск на год. Оскорбленный отказом царь увольняет героя, а на его место назначает младшего брата Ивана богатыря Фому. В это время король Жан-Жак (Николай Караченцов) приезжает свататься к принцессе, но ссорится с царём и объявляет Тридевятому царству войну, а в качестве главного оружия использует гигантского робота Карбараса, который реагирует только на его свисток. На помощь приходит богатырь Фома, который мечтает прославится больше, чем старший брат, но ему удается отстрелить роботу только ухо. И теперь остановить Карбараса смогут только Иван-солдат и его друг, изобретатель Данила.

Убивать всех человеков
Убивать всех человеков

Стилистически лента – чистый стимпанк. Гигантского неуязвимого робота Карбараса можно остановить только при помощи лазерной пушки «синий луч». Воздушные шары и самоходные телеги, стилизованные под самовары и русские печи, здесь в порядке вещей. Также в мире есть место и волшебству: вместе с Жан-Жаком ходят два восточных колдуна, которые не стесняются пускать магию в ход, а в финале жизнь героя спасёт только живая вода. Добавьте к этому старорусскую эстетику, и получится уникальный фильм, каких сейчас не хватает отечественному кинематографу. Ну и конечно, сделано всё на совесть. Авторы фильма не полагались исключительно на компьютерные спецэффекты, как делают сейчас, а потому, например, взрывы в «Раз-два – горе не беда» выглядят лучше, чем во многих современных фильмах. Страшно представить, как в современном фильме вместо чудаковатого, но впечатляющего Карбараса, мы бы увидели дешёвую компьютерную графику.

Караченцов очень зол
Караченцов очень зол

Со смысловой нагрузкой всё тоже неплохо. Кроме очевидного и актуального в то время подтекста о всеобщем разоружении, затрагивается подходящая для киберпанка тема потери контроля над технологиями. Когда робот лишается уха, он перестает слышать команды хозяев и начинает стрелять уже во всех подряд. Жан-Жаку приходится помогать жителям Тридевятого царства, чтобы остаться в живых. Эта ветка сюжета очень напоминает сюжеты фильмов о искусственном интеллекте, начиная с «Терминатора» заканчивая «Обителью Зла».

Фома – типичный альфа-самец
Фома – типичный альфа-самец

История о том, как Караченцов хотел «просто немного пошуметь», и предостережение от всеобщей милитаризации. Девять терминаторов из десяти.