Наверное, любой священник, сталкиваясь в своей пастырской деятельности с определёнными проблемами, нередко задаётся вопросом, а как бы на моём месте поступили святые апостолы, окажись они в подобной мне неоднозначной ситуации.
Ситуаций неоднозначных много и они сложны – как сложна сама жизнь. В них, чаще всего, приходиться вновь и вновь размышлять об этой труднопонимаемой взаимосвязи духа и буквы Божьего Закона, учиться отделять главное от второстепенного.
И при всём этом учитывать одно важное обстоятельство – хоть мы и должны подражать апостолам, да всё ж таки мы, к сожалению, в духовном плане чаще всего лишь карикатура на ближайших учеников Господа и имеем «тысячи наставников во Христе, но не много отцов» (1 Кор. 4, 15).
Последний сложный вопрос, на который я не нахожу прямого ответа в Священном Писании, таков: случалось ли проповедникам Слова отказывать в крещении тем людям, которые их об этом просили?
При размышлениях об этом мою голову иногда наполняют фантазии, в контексте Нового Завета кажущиеся явно кощунственными.
Вот к апостолу Павлу приходит человек и говорит: «Крести меня, о блаженный, ибо я потерял аппетит и плохо сплю. Жрецы великой матери Кибеллы запросили слишком большую цену за посвящение в их культ, ну а ты, как я слышал, денег и вовсе не возьмёшь, ежели я не предложу. Сначала я обратился к твоему коллеге по имени Варнава и он изрядно утомил меня своими фанатичными бреднями про какого-то там Иисуса и Его Заповеди. Поняв, что с Варнавой «похлёбки не сваришь», я решил обратится к тебе…»
Историй, порождающих столь кардинальную постановку вопроса и такие кощунственные фантазии, я знаю немало. Вот одна из последних: причащаю новокрещённого малыша, а его папа, к слову, прошедший катехизацию, добродушно улыбаясь, говорит мне: «Вы ему винцом на рубашку-то капните – на счастье»…
Про катехизацию вообще грустная история. В моём храме отец диакон проводит лишь одну довольно краткую беседу перед крещением в любое удобное для крёстных и родителей время. И при этом минимуме, ко мне постоянно обращаются люди с вопросом: а нельзя ли крестить без катехизации? Нередко в вопросе слышны нотки обиды, мол, что это батюшка нас всякими глупостями обременяет…
Увы, некоторые люди не то что не знают (что не так страшно), но и не желают знать, какова цель крещения и, судя по всему, своих детей не собираются воспитывать в православной традиции. В несколько шутливой беседе перед совершением этого таинства я обычно иллюстрирую абсурдность данной ситуации аналогией с женитьбой.
«Представьте – говорю, - человек женится, и на вопрос, почему он это делает, долго не отвечает, а потом несколько неуверенно говорит: «Ну… все женятся - и я женюсь. У меня, кстати, и отец и дед были женаты… А вообще жениться – это ж хорошо: жена и борщ может сварить и блины напечь…»»
Будет ли такой брак счастливым? Вряд ли.
Есть ли толк от крещения, принятого потому что «мы русские люди и боимся сглаза»? Имеет ли смысл крестить того малыша, который о Христе потом долгие годы ничего не услышит, а о Его Церкви узнает лишь в зрелом возрасте не от мамы и папы а из популярного блога, распространяющего о Ней всякие гнусные и, чаще всего, надуманные истории?
Как это ни прискорбно – вряд ли…
Да, многие скажут: но ведь за него, некрещеного, и обедни нельзя будет подавать, а если, не дай Бог умрёт – не отпоёшь.
Открою страшную тайну: если действовать по всей строгости канонов (чего Церковь сейчас в духе любви и снисхождения не делает), то нельзя поминать на литургии и отпевать человека, который без уважительной причины долгие годы не причащался, т.к. таковой фактически отпал от Церкви.
Проблема ещё и в том, что крещённому, но в вере не воспитанному человеку крайне сложно впоследствии войти в церковную традицию – ведь он считает, что он и так в ней находится (хотя при этом может совершать смертные грехи и вместо веры во Христа и Евангелие иметь в голове ньюэйджевский оккультный винегрет).
Портрет такого «православного» живущего, например, в блуде, одобряющего аборты и имеющего в «красном» углу рядом с ликом Спасителя «индийских богов» (на удачу), может лишь смешить бесов.
Музыкальные педагоги, занимающиеся постановкой голоса, утверждают аналогичный в данном случае с воцерковлением пример – почти любого человека можно научить петь, поставив ему голос. Но если голос изначально поставлен неправильно – переучить такого «певца» уже практически невозможно.
Знаю, всё вышесказанное звучит несколько высокомерно и порождает искренний вопрос: кто же тогда может спастись? Да и кого можно считать, тогда православным? Но в своё оправдание хочу сказать следующее.
Во-первых, не я утверждаю элитарность православного христианства – её утвердает Сам Господь. Вспомним, что такой же вопрос ему задавали в Евангелии (Мф. 19, 16-26) и как Он на него ответил…
Ну а во-вторых, скажу честно: я ещё никому в крещении не отказывал, да и не собираюсь отказывать.
Мои размышления скорее о том, что священникам не надо не заниматься профанацией проповеди, а говорить людям правду, пусть и суровую.
Правду о том, что креститься при полном отсутствии желания узнать о вере и хотя бы постепенно присоединиться к церковной общине по сути –бессмысленно, а иногда, наверное, даже кощунственно.
Впрочем, будет справедливо упомянуть и о том, что мы, священники, далеко не всегда умеем сказать многие правильные вещи так, что бы обращающийся понял, что им занимаются, его, в конечном счёте – любят. Несомненно, апостолы так говорить умели.
Но, всё же считаю, что некоторым современным родителям, святые апостолы бы на основании вышесказанного настоятельно посоветовали бы повременить с принятием крещения…
А Вы как думаете?