Найти тему

Насколько уязвимы самолеты невидимки сегодня?

27 марта отмечается годовщина одного из самых ярких, военных событий 1990-х годов. Тогда, был сбит югославской ракетной батареей С-125, истребитель невидимка США F-117, во время военного вмешательства НАТО в Югославию.

F-117 был разработан ВВС США, для преодоления советской воздушной обороны. Успех самолета состоялся в 1991 году, когда были нейтрализованы, во время операции "Буря в пустыне", иракские силы ПВО. В ходе операции, самолет F-117 преодолевал средства ПВО, что привело к тому, что он стал восприниматься, как неуязвимый самолет. Учитывая то, что были потери других американских ударных самолетов, таких как F-15E и F-111 в иракской войне. Репутация невидимки была утеряна с его последующим провалом над небом Югославией, что было ключевым фактором, приведшим к его отставке девять лет спустя.

Ожидалось, что F-117 сможет обойти передовые советские системы ПВО того времени, а его уничтожение устаревшей системой ПВО, построенной в 1961 году, серьезно подорвало авторитет истребителя. Успех истребителя F-117, в войне против Ирака, главным образом состоялся, не из-за сильных сторон самолета, а из-за слабой иракской обороны.

Самолет был предназначен для поражения систем ПВО СССР, таких как С-200, которые не были развернуты ни в Ираке, ни Югославии, а также более продвинутых Бук, С-300ПМУ-1, С-300В и С-300ПМУ-2, которые все это время поступали на вооружение советских военных.

Командир комплекса С-125, 250-й зенитно-ракетной бригады, сбивший F-117, полковник Золтан Дани, заявил, что радары комплекса ПВО, позволяли обнаруживать и нацеливать ракеты на американские самолеты.

В то время как, С-125 был ограничен 35-ти километровой зоной обстрела, ему не хватало мобильности и живучести, более сложных систем ПВО, полковник Дани смог расположить комплекс вдоль пути следования американского истребителя-невидимки, и сбить самолет.

Югославские агитационные листовки, напечатанные на английском языке под названием "Greetings from Serbia", называли уничтожение F-117 крупной победой, которая действительно была. Они писали: "Извините, мы не знали, что это невидимка". Самолет ударился о землю на низкой скорости, и его планер остался в основном нетронутым. Он был восстановлен югославскими войсками, и передан Вооруженным силам России, для дальнейшего усовершенствования комплексов ПВО в борьбе с самолетами, изготовленными с применением стелс-технологий.

По некоторым данным, еще один самолет F-117 был сбит авиационными ракетами над Югославией. Самолет смог вернуться на базу, но летать больше не смог.

Инциденты, связанные с F-117 над Югославией, были первым и последним случаем, когда был сбит самолет-невидимка. Это связано с дальнейшим ограничением боевого применения истребителей невидимок.

F-117 после этого использовался в 2003 году, для преодоления иракской сети ПВО, сильно избитой и малочисленной. А его преемники F-22 Raptor и F-35 Lighting II, были развернуты только для того, чтобы вступать в бой с повстанческими группировками такими, как "Талибан" и "Исламское государство", что мало указывает на их фактическую живучесть против ПВО.

-2

В 2011 году Иранские военные смогли сбить стелс-дрон RQ-170. Этот дрон, имел более низкое поперечное сечение радара и был более совершенным, чем F-117, но все же был сбит.

Крушение F-117, поставило точку в вопросе сохранения жизнеспособности самолета-невидимки, при проникновении в защищенное воздушное пространство противника.

F-35, единственный западный истребитель-невидимка, который имеет сечение радара как у F-117, и хотя его системы радиоэлектронной борьбы и радиолокационные абсорбирующие покрытия более продвинутые, маловероятно, что это будет утешением в предстоящей борьбе с более прогрессивными системами ПВО, чем С-125.

Уроки, извлеченные в Югославии, вполне могут объяснить очень ограниченные инвестиции российских военных в стелс технологии.

Самолет F-22 Raptor, находящийся на вооружении США, является летательным аппаратом с высокой живучестью, в силу своей маневренности, большой скорости и высоты полета. Медленная скорость F-35, низкий потолок, и плохая маневренность привели к вопросу, а не слишком ли все полагаются на скрытность самолета, и в какой степени он пригоден для современных миссий, по проникновению в воздушную оборону других стран.

Понравилась статья, жмите палец вверх и подписывайтесь на канал. Вам не трудно, а для канала - стимул для дальнейшего развития.