Когда мы что-то делаем, будь то зарабатывание денег, написание стихов или воспитание детей - мы одновременно играем. Вся наша жизнь - игра, как говаривал Вильям наш Шекспир. Эту мысль в ХХ веке блестяще развил и обосновал голландский философ, культуролог и историк Йохан Хёйзинга (1872-1945).
Вообще-то он поначалу прославился как автор интереснейших трудов по истории средневековья (в частности, "Осень средневековья"), но когда вышел его трактат "Homo ludens: опыт определения игрового элемента культуры", эта книга стала самой знаменитой и популярной в его наследии.
Главная мысль, которая лежит в основе концепции, такова: сущность культуры - в игре. Иными словами, культура имеет игровую природу. Это значит, что она включает в себя два основополагающих компонента, которые, на первый взгляд, кажутся противоречащими друг другу:
а) свободу действия,
б) подчиненность правилам.
Но это два полюса одной системы. Культура родилась в процессе игры и существует в нем. Изначально, с самих истоков, она связана с состязательностью, с соперничеством. Посмотрите хотя бы на котят или щенят. Эти милахи растут в постоянном состязании друг с другом, которая выражается в играх. Так было и с людьми. Естественная игра легла в основу искусственного мира, создаваемого ими, то биш культуры.
Хёйзинга рассматривал различные проявления культуры и выявлял в них игровую суть. Это касается даже таких, казалось бы, унылых вещей, как судебные тяжбы, или таких кровавых, как войны. Судяжничая или воюя, люди все равно играют, как ни странно это может звучать. Философ называл это "агональным инстинктом" - подспудным желанием достичь успеха, настоять на своем, победить, что является движущей силой множества наших поступков.
Другой аспект игры - интеллектуальный. Все знают выражение "игра ума" - так вот, это как раз в точку. Перебирая в голове различные варианты решения проблем, разгадывая ребусы, размышляя над философскими проблемами и т.д., человек играет. Это и удовольствие, и занятие, и утверждение себя как культурного существа.
Отдельно можно выделить игру как творческий процесс. Хёйзинга особое внимание уделял в этом смысле поэзии, которая, как он думал, чуть ли не единственная сейчас сохранила бескорыстный характер изначальной игры. Но в целом он заметил постепенную потерю культурой своего естественного свободного игрового характера. В наше время игра коммерциализируется и становится все более утилитарной.
Например, бескорыстный игровой смысл спорта теряется, все подчиняется выгоде, свобода теряется под натиском жестких правил.
Процесс потери культурой игрового характера воспринимался Хёйзингой как потеря сущности культуры, то ее гибель. Короче говоря, теряя свой игровой характер, культура убивает сама себя. Спасти ее может только возврат к бескорыстной, свободной игре.
Читайте еще на моем канале:
Книга "История сексуальности" Мишеля Фуко
Каковы причины социальных конфликтов