Я тут решила прикинуть, какая картина примерно описывается в начале романа А.Н. Толстого «Хождение по мукам», а также посмотреть, как это показывают в экранизациях (спойлер: в новой 2017 года, разумеется, дико налажали).
В книге Алексея Толстого картина описывается так: «Нарисована была голая женщина, гнойно-красного цвета, точно с содранной кожей. Рот – сбоку, носа не было совсем, вместо него – треугольная дырка, голова – квадратная, и к ней приклеена тряпка – настоящая материя. Ноги, как поленья – на шарнирах. В руке цветок. Остальные подробности ужасны. И самое страшное был угол, в котором она сидела раскорякой, – глухой и коричневый. Картина называлась "Любовь". Катя называла ее современной Венерой».
А.Н. Толстой был частью тусовки Серебряного века и великолепно ее описал. Сцена в квартире Телегина, где Даша с ним знакомится, практически списана с натуры: все литераторы-футуристы описаны практически портретно. Живопись, стопроцентно, тоже взята из жизни. Что это может быть?
Вот еще цитата: «Даша тоже восхищалась этими странными картинами, развешанными в гостиной, хотя с огорчением думала иногда, что квадратные фигуры с геометрическими лицами, с большим, чем нужно, количеством рук и ног, глухие краски, как головная боль, – вся эта чугунная, циническая поэзия слишком высока для ее тупого воображения».
Вероятней всего, судя по описанию живописи, под "футуристами" автор имел в виду представителей движения "Бубновый валет", которые в то время были самыми эпатажными художниками, и создавали картины, как раз подходящие под описание (см. примеры).
Специалисты по авангарду могут дать более точную наводку, ибо в этой "Обнаженной" был использован такой редкий для этого жанра прием, как ассамбляж ("и к ней приклеена тряпка – настоящая материя").
Хотя, предполагаю, что Толстой описывал не конкретную вещь, а что-то обобщенное, и тогда воспоминание о тряпке он мог взять из какой-то другой, натюрмортной или геометрической работы, где они обычно использовались.
А что говорят на эту тему исследователи творчества Толстого?
Толстая Елена Дмитриевна. "Ключи счастья. Алексей Толстой и литературный Петербург" считает, что: "Это в действительности скорее похоже на описание картин французских кубистов, а не русских футуристов. Дело в том, что футуристические выставки обычно включали, наряду с работами русских художников, известное количество картин иностранных художников, главным образом французов Пикассо, Брака, Глеза, Дерена, Вламинка, Ле Фоконье и др. (...) Нам кажется, что Толстой, скорее всего, описал картину Пикассо «Обнаженная сидящая» (1908), теперь находящуюся в Эрмитаже, — из серии тяжелых, мрачных, квадратных ню, созданных вслед за «Авиньонскими девушками» (1907). Правда, у нее нет цветка, но в целом эта страшноватая женская особь совпадает с шокирующей «раскорякой» в романе"
Лично я не согласна со мнением Толстой. Мне кажется, что это не может быть описан "пикассо", особенно данный конкретный: эта картина слишком мирная, не выглядит адской. А русские, которые я приводила выше, кстати, выглядят. Ну и потом Толстой, с его чутьем, не стал бы иностранную картину описывать, потому что Катя вращалась в другом кругу, и важно, что именно среди русских художников.
Впрочем, возможно, что это "Дриада" Пикассо того же года , что и "Cидящая". Она больше подходит по настроению. И на московскую выставку она впервые попала в 1913 году.
В кинофильмах:
Теперь же глянем, как эту картину, важную для психологического настроя определенных сцен первой части романа ("Сестры"), изображали в кино.
Режиссер Г. Рошаль, 1955 год
Это самый аккуратный с точки зрения многих деталей фильм, хотя и самый короткий - потому что полнометражный, а не сериал.
Например, потому что снят менее чем через сорок лет после действия книги, т.е. его делали то, кто реально жил в то время и их дети. Давид Бурлюк в сцене в квартире Телегина, с бодиартом на лице, прямо скопирован с известной фотографии, Бессонов в исполнении Владлена Давыдова в меру и похож, и не похож на Блока, и т.д.
По-моему, реквизиторы тоже явно думали, что это бубнововалетовцы.
Сериал 1977 года с Соломиным и Алферовой
Это более сильная по живописи вещь, возможно даже принять ее за настоящую, однако цветок в руках, соответствующий книжному описанию, настораживает. Мне нравится, подходит.
И наконец...
Сериал НТВ 2017 года с Чиповской и Снегирь
Итак, что же висит на стенах гостиной Кати? Художники-оформители поняли слово "футуристы" по своему, космополитично, а консультантов у них очевидно не было нормальных. Использовать опыт и разумение предыдущих фильмов нельзя было наверно.
Катя у нас передовая дама, оказывается! Она не просто футуристами затоваривается! А парижскими.
Я бы даже сказала, графикой Пикассо. Я бы даже сказала, Пикассо 1930-1940-х годов! Или даже более позднего периода. Судя по колориту и построению фигур, то, что тут на стене, уже относится к эпохе после создания "Герники".
Но этот роман не фантастический, машины времени у Кати не было, так что порицание вам, товарищи создатели свежей экранизации...
Подпишитесь на мой канал об искусстве на яндекс-дзене. Или лучше, чтобы ничего не пропускать, подписывайтесь на мой телеграм-канал, у меня всегда столь же весело и жизнерадостно.
А еще у меня инстаграмм есть про красивое искусство.