Найти тему
Юлия Капуста

Продай себя

Одна из интересных частей моей «взрослой» жизни – это работа. Я обожаю проходить собеседования, это моё хобби. Уже собираюсь написать книгу о том, как этого делать не надо.

Мне 15 лет, я ещё живу в Тольятти, и вот лето, можно бы и подзаработать. Я решила устроиться продавать телефоны. И вот стою перед усатым замученным мерчендайзером, который ищет дешевую рабочую силу (потому что кому ещё нужно продавать палёные айфоны в маленькой лавочке в торговом центре за 10 тысяч рублей в месяц?). И вот сейчас начнётся моё первое собеседование. Он протягивает мне ручку и говорит: «Продай её».

Тогда мне было 15, напомню, поэтому я не знала, насколько это затасканный прием и как быстро надо уносить свои ноги. Я думаю «какую ручку. какую, блин, ручку», а сама улыбаюсь и говорю:

-Купите ручку.

Моя улыбка не растопила лёд, мы препирались минут 5, мне сказали, что так продавцом не станешь, но на работу взяли. Оттуда я благополучно сбежала через две недели, потому что сидеть за копейки полные смены, когда светит солнце и все друзья гуляют и заходят к тебе исключительно поиздеваться над несчастной судьбой, - грустно.

Но тут, как видите, собеседование я ещё прошла успешно. Дальше было хуже. Мне 18, я устраиваюсь в хостел в питере. Прихожу в белой рубашке, чёрной юбке, причёсанная, накрашенная, ну вообще ничто не предвещает беды. Иду к начальству, спотыкаюсь о коварный провод, падаю и громко протягиваю «БЛ*********ТЬ». Лежу на полу, потом аккуратно встаю, отряхиваюсь и тупо улыбаюсь. Со мной ради приличия поговорили 5 минут, похвалили моё сопроводительное письмо (в хостел, ага) и больше не перезванивали.

Я думаю, ну и ладно, что меня, в какой-нибудь Эйч энд Эм не возьмут? А дальше начинается веселая кутерьма под названием «российские работодатели начитались книжек о том, как проводить интервью, и не понимают, зачем они задают эти вопросы».

Мой любимый вопрос это: а кем вы видите себя через 5 лет. Твою ж мать, мне 18. Через 5 лет мне будет 23. Желательно уже быть мёртвой, но если не задастся – я могу быть кем угодно. Нищей, гангстером, офисным работником, не дай бог в рекламу пойду, на Бали уеду продавать браслеты из ракушек, короче, ненавижу узколобых людей, которые знают, кем будут через 5 лет. На меня завтра может ледяная глыба упасть, кем я себя вижу.

Поэтому сначала я говорила ЭЭЭ..НУ…а потом стала говорить «профессионалом». И мне говорили – а что это, профессионал? Через два неудачных собеседования я начала пороть про то, что мечтаю работать в индустрии одежды (можно заменить на что угодно), а поэтому исследую все с низов, с должности продавца-консультанта. Мне одобрительно кивали. Я наконец-то начала попадать в десятку, и меня уже начали брать продавать кофточки/маечки/сувениры, только больше мне уже туда не хотелось.

Ещё я обожаю вопрос «а сколько вы планируете у нас работать?». Ответ «год» их не устраивает. Для меня год в скучной компании – это вообще подвиг, я и так предаю свои идеалы, назначая такой срок, а они мне – а потом что? Потом сдохну на вашей работе, как пони. Всегда хотелось ответить «стану менеджером и займу твоё место», но так тоже лучше не делать. Потом ко мне пришёл идеальный ответ – на постоянку. Долго планирую у вас работать, всегда, до конца жизни буду пахать.

Ещё гениальный вопрос: как вы решаете конфликтные ситуации? Ну, начинаю бить человека лопатой. Вот что здесь можно ответить кроме нейтрального «буду разговаривать, решать ситуацию». А точнее? Точнее могу рассказать, как мне предъявляли за то, что «я молодая, глупая, вот сейчас тут что-нибудь случится, потом в полиции глазами хлопать будешь?». Я просто улыбалась и думала о том, что моей глупости хотя бы достаточно для того, чтобы не хамить незнакомому человеку, а спокойно ему всё объяснить. Хотя бы.

Потом я решила пробовать себя в рекламе и пошла в email-маркетинговую компанию. На моменте письма всё было хорошо, как говорил мне Никита «Юля, в твоём случае вообще лучше рот не раскрывать». А потом понеслась: ну чего хочешь от жизни, зачем сюда пришла и т.д. И тут я ещё вывозила. Но потом началось кое-что интересное. Мне говорят, вот, прикинь, Юля, мы тебя роботами заменим. Они лучше тебя пишут. Я говорю, нет, лучше – это вообще субъективно, у меня какое-никакое больное чувство юмора есть. Ну а вот он лучше тебя пишет, всё. Что делать будешь? Я сижу в шоке, думаю, зачем я проснулась в 21 веке. Зачем. Верните меня обратно, какие роботы? Но на них всё это не закончилось. Передо мной положили листок с двумя логическими задачами и говорят – ну вот, у тебя 15 минут. Я наугад написала хоть что-то, думала, может, это проверка стрессоустойчивости. Конечно, это оказалось неправильно, а дома я невнимательно выполнила тестовое задание. Так я не стала email-маркетологом, но стала копирайтером. Только я не знала, что копирайтеры – это киборги. Это реальное умение шлифовать текст, без всяких прибауточек, без всяких «всяких» и т.д. Развивать мои навыки никто не хотел, да я и могу это понять, но, ребята, если вы не хотите кого-то обучать – напишите ему об этом, а не кидайте с тремя текстами, над которыми он работал неделю.

Потом я пробовалась в другие компании, где-то хвалили, где-то просто не отвечали на тестовые задания (что очень невежливо, но у нас единицы в любом случае звонят кандидатам). Что мне нравилось в копирайтинге — не надо было ходить на «живые» собеседования. Надо было писать, но тут тоже была отдельная любимая строчка «присылайте тексты, которыми вы гордитесь». Вот ты собираешься писать для какой-нибудь строительной компании, о насосах, о раковинах, лэндинг для сайта аптеки, да. Что им можно прислать? Я вот сейчас допишу о поиске работы, а потом буду скидывать работодателям и говорить: вот, это реально то, чем я горжусь, спасибо, до свидания.

От всей этой двухгодичной собеседовательной карусели у меня настолько поехала крыша, что для меня любой рабочий разговор стал набором шаблонов, где я прекрасно знала, чего от меня ожидают. Поэтому когда в Республике со мной попытались поговорить нормально, меня клинило, я Выкала, не знала, о чём лучше промолчать, а ещё мучалась от похмелья и неумения рассказать что-то важное. Республика, у нас с тобой не срослось, но спасибо.

Потом мне все надоело, я стала использовать сайт YouDo и просто искала фрилансерскую работу. Больше всего мне понравилось переодевать детей в садике для фотографий. Вот это было реально охуенно: никаких собеседований, никакого говна, просто встал в 5 утра, повозился до часу и иди домой.

Вот такие дела. Наверное, странные или нелюбимые работы – это такой элемент молодости, без него ты не станешь великим, не отведаешь говна на лопате, ну понятное дело. Я уже не прохожу собеседования, стараюсь ходить в места, где мне реально просто нравится, чтобы не выдавливать из себя мучительно лживое «профессионалом», а понимать, зачем ты куда-то пришёл. Даже если не останешься там на всю жизнь.

И вроде бы всё это пока что позади, но недавно мой парень решил стать баристой. Мы зашли в одну кофейню, он заполнил анкету, и собеседование вышла проводить директор. Я же просто была вольным слушателем на этом празднике жизни и краем уха слушала, что они там говорят.

У директоров, кстати, всегда очень жесткая подача. Очень жесткая. Поэтому и нанимают милых мальчиков/девочек hr-ов, чтобы с первых минут не отбить у человека желание работать. Но здесь этого не произошло.

Знаете, что я ненавижу больше, чем «5 лет» и «конфликтные ситуации»? Фразу «надо уметь продавать себя». Продай себя. Продай, как синюю ручку в канцелярском магазине. Это ведь компания в тебя вкладывается, солнышко. Она же тебя обучает, понимаешь, место даёт? Это не ты будешь пахать на компанию. Это не ты будешь тратить там 80% времени, не ты будешь приносить ей пользу, это они, благодетели, тебе возможность дают.

Меня просто выбивает, что в современности ты – кто угодно, но только не человек. Ты – бизнес-проект, лучшая версия себя, робот, приносящий пользу. Все собеседования созданы по одинаковому типажу, потому что корпорациям важно одно: сколько ты будешь работать и как качественно ты будешь отрабатывать план и инструкции.

Продай себя, а мы научим тебя делать латте с молоком из Ашана. Продай себя, а мы будем вычитать обучение из твоей зарплаты. Да вдобавок контракт составим, раньше уйдёшь, падла, еще и приплатишь нам.

Я считаю, что в любой сфере можно быть человеком. Особенно в сфере услуг. Мне не нужна вымученная улыбка по инструкции от девочки в кафе, но я с удовольствием приду в бар, где мне расскажут про Вернера Херцога. Я не хочу заходить в магазин, где люди борются за личные продажи и три раза отрабатывают твоё возражение по указке, а не хотят понять, зачем ты к ним зашёл.

За этот текст мне могли бы заплатить 1200 рублей, потому что столько сейчас стоят 7000 знаков. Хорошо, что я никогда не получу за него денег, поэтому он и получился честным