Каждый второй родитель сталкивается с затруднениями в речевом развитии ребёнка. В сложных материальных условиях современности, далеко не любая семья может позволить занятия с логопедом. Но любой маме под силу самостоятельно развивать речь ребёнка.
Правила для родителей
Для детей дошкольного возраста речь родителей – это пример и основа дальнейшего речевого развития. Поэтому важно обратить особое внимание на собственную речь:
- недопустимо сюсюканье, искажение звукопроизношения;
- речь взрослого должна быть плавной, чёткой, выразительной;
- не следует общаться с ребёнком с помощью трудных и непонятных слов, выражений;
- незнакомые слова нуждаются в объяснении, иллюстрации;
- при ответе на вопрос не нужно торопить ребенка;
- передразнивание, наказание за ошибки – запрещённые методы.
Домашние занятия необходимо проводить в одно и то же время и в одной и той же комнате. Это позволит ребёнку настроиться на предстоящую деятельность. Основа занятия – игровые приемы и пособия, соответствующие возрасту ребёнка.
Длительность «урока» не должна превышать 30 минут. Первое занятие начинается с 5 – 7 минут, постепенно увеличиваясь до получаса. Обязательным условием является смена деятельности. Так, в одно занятие может входить, массаж, артикуляционная гимнастика, лепка, рисование, двигательная активность.
Основные элементы домашних упражнений
Занятия в домашних условиях должны включать массаж, артикуляционные упражнения, игры на развитие мелкой моторики.
Массаж лица, позволяющий активизировать работу мышц, может проводить взрослый или ребёнок, повторяющий движения за мамой. Похлопывания и поглаживания выполняются в зоне лба, носа, скул, рта, ушей. Такие действия полезно сопровождать присказками.
Артикуляционная гимнастика должна выполняться ежедневно в течение 3 – 5 минут. Эти упражнения развивают мышцы речевого аппарата. Каждое задание выполняется по 5 раз. Не следует использовать больше одного нового элемента в день. Основу гимнастики составляют следующие упражнения:
- Заборчик – удержание губ в широкой улыбке, обнажающей зубы;
- Трубочка – вытягивание губ при сомкнутых зубах;
- Лопатка – расслабленный широкий язык удерживается на нижней губе;
- Иголочка – узкий язык находится между резцами;
- Качели – язык движется, упираясь то в нижние, то в верхние зубы, удерживаясь в каждой позе под счет;
- Потягуши – высунутый язык тянется к носу, левому уху, подбородку, правому уху.
Артикуляционные упражнения проводятся сидя перед зеркалом, элементы выполняются взрослым совместно с ребёнком.
Развитие речи и мелкой моторики тесно связано. Большую пользу принесёт лепка из пластилина или теста, игры с небольшими шариками, обладающими рельефной поверхностью, шнурование, разворачивание мелких предметов, завернутых в бумагу, закручивание крышек пластиковых бутылок, сортировка круп (горох, фасоль), сбор камушков в ёмкость с узким горлышком, взаимодействие с прищепками, аппликация.
Меры предосторожности
В некоторых случаях достаточно привлечение внимания ребёнка к правильному произнесению проблемного звука, в других – необходимо развитие артикуляционных мышц, а в третьих – понадобятся профессиональные знания и оборудование. Если, несмотря на усилия родителей, в течение месяца у ребёнка отсутствуют положительные изменения, следует обратиться к логопеду.
Существует большая вероятность закрепить в речи неправильный звук, искоренить который будет гораздо сложнее. Родители, огорчающиеся из-за отсутствия результата, могут отбить у ребёнка желание выполнять задания.
Наибольшей практической значимостью обладает совместная работа родителей и логопеда. Так, ребёнок в короткие сроки укрепит речевой аппарат, слуховое внимание мелкую моторику, подготовится к произнесению сложных звуков.