Цены на авиабилеты экономического класса в России за два месяца 2019 года выросли на 7,5%, пишет «Коммерсант». Для сравнения, за весь 2018 год это показатель не превысил 2,3%. Почему стремительно растет стоимость авиаперевозок и чего ждать дальше?
В тисках инфляции
Причиной быстрого повышения цен на билеты стали удорожание горюче-смазочных материалов на 30% по сравнению с 2017 годом, указывают в Российской ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ). При этом к началу 2019 года расходы на топливо составили 29% в себестоимости авиаперевозок. Кроме того, аэропортовые расходы выросли в среднем на 10% на один самолетовылет, а ставки аэронавигационного обслуживания - на 4,8%.
Изворачиваются, как могут
Резкий рост издержек привел к быстрому снижению финансовой эффективности авиакомпаний и убыткам, подчеркивают отраслевые эксперты. Но в связи с низкой покупательной способность населения перевозчики не могли заметно повысить цены на билеты и были вынуждены пытаться компенсировать убытки по-другом.
В частности, некоторые компании приостановили модернизацию и обновление авиапарка и наземной базы, сократили сервисные программы обслуживания пассажиров. Также многие перевозчики перестали ли развивать новые направление перелетов
Изящный «Аэрофлот»
Тем временем крупнейший российский перевозчик «Аэрофлот» нашел изящный способ борьбы с кризисными явлениями и начал манипулировать тарифами. Так, одновременно с введением безбагажного тарифа он отменил самый дешевый вариант билетов экономкласса для пассажиров с багажом - тариф «Эконом бюджет».
В авиакомпании уверяют, что изучили статистику и выяснили: значительная часть пассажиров с билетами «Эконом бюджет» якобы летали без багажа. Получалось, что пассажиры только с ручной кладью были вынуждены оплачивать неоказанную услугу - перевозку регистрируемого багажа.
Но на практике это означает, что теперь все, кто летал с багажом, будут вынуждены покупать билеты по тарифу «Эконом оптимум». А это на 15-20% дороже, чем «Эконом бюджет». Ну а сколько в реальности пассажиров готовы летать «Аэрофлотом» без багажа - никто кроме самой компании не знает.
Что делать?
Ситуация на авиарынке остается очень сложной: цены на билеты не покрывают операционные издержки, отмечают эксперты. Тарифы российских авиакомпаний с конца 2016 года находились на очень низком уровне, после чего произошел рост расходов по основным статьям - на топливо и лизинг.
При этом разовые денежные вливания не решат системные проблемы отрасли, считают авиалоббисты. Компании вынуждены поддерживать относительно низкие цены на билеты ради доступности авиаперевозок. Но долго так продолжаться не может.
Государство должно определиться с фундаментальным подходом регулирования гражданской авиации, полагают аналитики. Власти должны либо смириться с ростом цен, либо с сохранением цен на текущем уровне за счет самого государства. А при текущем уровне тарифов и издержек рентабельность авиакомпаний будет отрицательной, что в перспективе может привет к их массовому банкротству.