28 марта 1925 родился Иннокентий Смоктуновский, народный артист СССР.
Личное дело
Иннокентий Михайлович Смоктуновский (при рождении – Смоктунович; 1925–1994) родился в деревне Татьяновка Томской губернии, был вторым из шести детей. Актер опровергал бытовавшую версию о своем происхождении от польских шляхтичей – по его словам, прадед его был белорусом по происхождению, егерем в Беловежской пуще, сосланным в Сибирь за убийство зубра.
В 1929 году семья Смоктуновичей, спасаясь от голода, перебралась сначала в Томск, затем в Красноярск, где родная сестра отца Надежда Петровна, не имевшая собственных детей, взяла к себе на воспитание Иннокентия и его брата Владимира.
Когда отец ушел на фронт (где погиб в 1942 году), Смоктуновскому пришлось помогать семье: он учился в фельдшерско-акушерском училище, затем перешел на курсы киномехаников, по окончании которых, в 1942 году, работал в размещенной в Красноярске воинской части и госпитале при ней. В том же году поступил статистом в Красноярский драматический театр.
Знакомство со сценой было недолгим: уже в январе 1943-го Смоктуновский был призван в армию и направлен в Киевское пехотное училище, дислоцированное в то время в Ачинске Красноярского края. В августе того же года в срочном порядке он был отправлен без присвоения офицерского звания рядовым на фронт. В должности связного штаба 212-го гвардейского полка 75-й дивизии он участвовал в боях на Курской дуге, в форсировании Днепра, в операции по освобождению Киева. За доставку под огнем противника вброд через Днепр боевых донесений в штаб дивизии Смоктуновский был награжден первой медалью «За отвагу».
В декабре 1943 года под Киевом Смоктуновский попал в плен, откуда через месяц убежал. Месяц его укрывала в своем доме украинская семья; здесь он связался с партизанским отрядом Каменец-Подольского соединения, в который и вступил в феврале 1944 года. После соединения отряда со 102-й гвардейской стрелковой дивизией в должности командира отделения роты автоматчиков гвардии младший сержант Смоктунович принимал участие в освобождении Варшавы. За действия при прорыве обороны ему была вручена вторая медаль «За отвагу».
После демобилизации в октябре 1945 года Смоктуновский недолго учился в студии при Красноярском драматическом театре им. А.С. Пушкина, а затем, не имея как бывший военнопленный права проживать в 39 крупнейших городах страны, начал выступать там, где это было позволено: до 1952 года играл в Норильском Заполярном театре драмы. Здесь в разгар «борьбы с космополитизмом» по требованию директора он и поменял фамилию.
В 1952 году актер перебрался в Махачкалу, где служил в Русском драматическом театре, затем в Сталинград – в обоих этих городах он запомнился, в частности, ролью Хлестакова. В 1955-м отправился в Москву, где показывался едва ли не во всех столичных театрах, но ни один не заинтересовал. Последовала внештатная работа в Театре им. Ленинского комсомола, затем постановки в Театре-студии киноактера, массовки и эпизодические роли на «Мосфильме». Недолгое пребывание Смоктуновского в Театре им. Ленинского комсомола сыграло решающую роль в его частной жизни: здесь в 1955 году он познакомился с художницей по костюмам Суламифью Михайловной Кушнир, которая стала его женой.
Первым прорывом на большой экран стала роль лейтенанта Фарбера в фильме Александра Иванова «Солдаты» по повести Виктора Некрасова «В окопах Сталинграда», снятом в 1956 году. В этой роли увидел его Георгий Товстоногов, который в следующем году сам взялся за постановку «Идиота» в БДТ, куда ранее намеревался поставить другого режиссера. Несмотря на не самый удачный для премьеры день (31 декабря 1957 года), успех был ошеломляющим.
Смоктуновский стал «нарасхват», и прежде всего у кинорежиссеров: за относительно короткий период зритель увидел Илью Куликова в фильме Михаила Ромма «Девять дней одного года», Гамлета в фильме Григория Козинцева, Юрия Деточкина в «Берегись автомобиля» Эльдара Рязанова, Чайковского в фильме Игоря Таланкина, а роль Порфирия Петровича в фильме Льва Кулиджанова «Преступление и наказание» в 1971 году была отмечена Государственной премией РСФСР.
В 1972 году Смоктуновский был приглашен в Малый театр специально на роль царя Федора в трагедии А.К. Толстого. Эта роль стала его единственной работой в Малом, и в ней он блистал до 1976 года, когда по приглашению Олега Ефремова перешел во МХАТ, где дебютировал в заглавной роли в «Иванове». В числе других чеховских ролей Смоктуновского – Дорн в «Чайке», Войницкий и Серебряков в «Дяде Ване».
После раскола МХАТа в 1987 году Смоктуновский остался с Ефремовым в театре, получившем название МХТ им. А. П. Чехова. В последние годы давние партнеры, в свое время сыгравшие блиставшие в ролях угонщика и следователя у Эльдара Рязанова, играли соответственно Людовика XIV и Мольера в «Кабале святош» Михаила Булгакова и Баха и Генделя в «Возможной встрече» Пауля Барца.
В последние годы с кинематографом Смоктуновского связывали в основном финансовые интересы: самой известной – и вполне неожиданной для него – ролью стал криминальный авторитет Гиля «Принц» в фильме «Гений». Самой же значительной работой последних лет стал Исаак в фильме «Дамский портной», отмеченный в 1990 году «Никой» как лучшая мужская роль. Последняя кинороль Смоктуновского – полковник Фрилей в фильме «Вино из одуванчиков» (эту роль он не успел озвучить).
Иннокентий Смоктуновский умер 3 августа 1994 года в подмосковном санатории, где лечился после инфаркта. Похоронен на Новодевичьем кладбище.
Чем знаменит
Артист, чьего князя Мышкина в «Идиоте» приезжали смотреть со всех концов Советского Союза и который вошел в каждый дом в образе Робина Гуда наших дней, мимикрирующего под простоватого страхового агента в рязановском фильме «Берегись автомобиля».
Кинозрителям актер также запомнился ролями в фильмах «Гамлет», «Солдаты», «Девять дней одного года», «Чайковский», «Дамский портной».
Сыгранные Смоктуновским в театре роли князя Мышкина, царя Фёдора Иоанновича, чеховского Иванова и Порфирия Головлёва вошли в «золотой фонд» русского театрального искусства.
Смоктуновский имел звания Народного артиста СССР (1974), Героя Социалистического Труда (1990), был лауреатом Ленинской премии (1965).
О чем надо знать
Театральную карьеру Смоктуновского никак нельзя назвать безоблачной: далеко не все роли соответствовали масштабу дарования артиста. По словам завлита БДТ Дины Шварц, «никто не хотел задумываться – а не сыграет ли Смоктуновский следующую роль хуже, чем Мышкина». Именно поиск Смоктуновским ролей на стороне, в том числе в кинематографе, привел в итоге к конфликту с художественным руководителем театра; так, из-за съемок он на три недели опоздал к началу репетиций «Горя от ума», где должен был играть Чацкого.
Покинув БДТ, Смоктуновский не расстался с мечтой о роли в пьесе Грибоедова, однако попытки вернуться к Товстоногову успехом не увенчались: «у нас был принцип – кто уходил из театра, тот уже не возвращался», рассказывал Евгений Лебедев. Лишь при возобновлении в 1966 году спектакля «Идиот» специально для гастролей в Англии и во Франции он был ненадолго приглашен в БДТ в качестве гастролера. Кроме того, записанный на фонограмму голос Смоктуновского звучал в качестве текста от автора в спектаклях Товстоногова «Поднятая целина» (1964) и «Ревизор» (1972).
Больше интересных фактов об Иннокентии Смоктуновском читайте на Полит.ру