Найти в Дзене
Патриоты Нижнего

Взгляд руками

Оглавление

Музеи созданы для того, чтобы, глядя на чужие творения, люди могли открыть что-то лично для себя. Однако как быть тем, кто не способен воспринимать глазами – незрячим и слабовидящим? Выход был найден. Уже давно по всему миру проводятся тактильные экскурсии, на которых посетители «смотрят» экспонаты руками. Несколько таких мероприятий прошли на прошлой неделе в нижегородском «Арсенале», и в мир современного искусства смогли погрузиться подопечные общественной организации инвалидов по зрению «Перспектива».

Музей для всех

Шестнадцатилетний Дима Леонтьев уже может считать себя постоянным посетителем «Арсенала». Он регулярно выбирается на экскурсии вместе с классом, поэтому помнит практически все выставки музея последних двух лет. 20 марта Дима пришел в Центр современного искусства в компании родителей и младшего братика Кирюши. Со своим экскурсоводом Екатериной Магуськиной мальчик сразу же нашел общий язык. Он привык к творчеству современных художников, поэтому с легкостью мог поддержать разговор. Вспомнив несколько экспозиций прошлого года, они взялись под руку и отправились на экскурсию по выставке Ивана Плюща «Механизм бессмертия». Это была совершенно обычная прогулка, если бы не тот факт, что Дима – незрячий мальчик.

– Музей должен быть открытым для всех, в том числе и для людей с инвалидностью, – говорит Митя Моровов, главный специалист научно-просветительского отдела ГЦСИ «Арсенал». – И мы делаем все возможное, чтобы «Арсенал» действительно стал общедоступным местом. Поэтому и были созданы экскурсии с возможностью тактильного осмотра, одновременно с которым гид дает тифлокомментарии, то есть такое описание экспозиции, чтобы незрячий человек смог ее визуализировать в своем воображении.

Трогать можно

Тактильные экскурсии для незрячих и слабовидящих посетителей «Арсенал» проводит с 2014 года. Однако здесь существует ограничение. Подобное взаимодействие возможно лишь в том случае, если к объекту искусства можно прикасаться. Например, экспонаты выставки «Бумажные истории», которая располагалась в «Арсенале» как раз в это время, вряд ли смогли бы выдержать чье-то прикосновение. Бумага вообще не терпит какого-либо воздействия, особенно когда ей больше ста лет. И даже если бы к ней можно было прикасаться, вряд ли незрячий человек сумел бы вынести для себя какую-то интересную информацию. А вот выставка Ивана Плюща давала такую возможность.

Екатерина подвела Диму к первой инсталляции, состоящей из множества подвешенных к потолку качелей, которые образовали настоящий зрительный зал. Прикасаясь к ним, Дима слушал сопроводительный комментарий экскурсовода и задавал вопросы: «А почему зрительный зал состоит из качелей, они же не могут стоять на месте?», «Что бы это значило?» После первой остановки группа отправилась к большой светящейся карусели. Эта инсталляция произвела на Диму самое большое впечатление.

-2

«Механизм бессмертия» Ивана Плюща – выставка, приспособленная к тактильному осмотру. Фото Владислава Ефимова

– Карусель показалась мне очень интересной. Лошади на разной высоте, фонарики и эти звуки скрежета металла. Я представлял что-то старинное, заброшенный старый парк, который давно не видел людей. Мне даже стало чуточку грустно, потому что заброшенные места – они всегда очень одинокие, – поделился своими впечатлениями Дима.

Закончилась экскурсия на маленькой сцене. На ней стояла одна из лошадок карусели, правда, разбитая и старая. На заднике была изображена заставка системы Windows – зеленый луг и голубое небо. Экскурсовод и это сумела объяснить, а Дима восторженно заявил, что выставка заставила его задуматься над смыслом жизни.

– Сегодня, скажу честно, нам удалось порефлексировать, что мне, что Диме, – сказала мама Димы – Альбина Леонтьева. – Все в этой жизни зависит только от нас, и на выставке можно было это ощутить буквально собственным телом. А для Димы это, несомненно, новые впечатления и эмоции. Ему уже 16, как раз тот возраст, когда происходит осмысление окружающего мира. Мы впервые пришли на экскурсию такого формата всей семьей, и это очень ценный опыт. Теперь у нас есть общие ощущения, которыми мы можем поделиться друг с другом. И спасибо Екатерине за такой понятный и доступный рассказ.

Все как у всех

По словам работников «Арсенала», проводить экскурсии для незрячих, глухих или для людей с любой другой инвалидностью так же сложно, как и для обычных посетителей. Каждому человеку прежде всего необходимо объяснить, что же такое современное искусство и чем оно полезно. А уже после рассказать, что же хотел сказать художник своим произведением.

– Здесь нет никакой разницы. Просто нужно понимать, что на экскурсию для незрячих нужно закладывать чуть больше времени, – продолжил свой рассказ Митя Моровов. – Кроме того, необходимо владеть техникой тифлокомментирования, понимать, как правильно описать объект искусства и на что обратить внимание. А для этого стоит разобраться в том, какой зрительный опыт есть у человека. Нет такого, что все незрячие – одинаково незрячие. А в остальном здесь нет сложностей. Это такие же люди, как и мы с вами, которым тоже интересно открывать новое.

 Дарья КРАЕВА

 Фото Андрея АБРАМОВА