Найти в Дзене
Картины рассказывают...

"Новая женщина" Отто Дикса

Когда художник Отто Дикс попросил её позировать ему для портрета, она спросила: "Вы хотите нарисовать мои тусклые глаза, слишком крупные уши, мой длинный нос и тонкие губы, вы хотите нарисовать мои большие ладони, короткие ноги, мои большие ступни - всё то, что отпугнёт любого и не понравится никому?" На что художник ответил: "Вы прекрасно себя описали, и всё это станет портретом воплощения эпохи, портретом, который запечатлеет не внешнюю красоту женщины, а её психологическое состояние". И Отто Дикс создал "Портрет Сильвии фон Харден", который сейчас находится в Центре Помпиду в Париже и до сих пор вызывает у зрителей и восхищение, и недоумение. Отто Дикс впервые увидел журналистку Сильвию фон Харден в 1926 году в берлинском кафе "Романишес кафе" (Romanisches Café). Кафе, надо сказать, знаменитое. Здесь бывал весь культурный цвет Берлина того времени. Отто Дикс не был исключением. Здесь он и увидел журналистку Сильвию фон Харден. Сильвия фон Халле (такова её настоящая фамилия) родила

Когда художник Отто Дикс попросил её позировать ему для портрета, она спросила: "Вы хотите нарисовать мои тусклые глаза, слишком крупные уши, мой длинный нос и тонкие губы, вы хотите нарисовать мои большие ладони, короткие ноги, мои большие ступни - всё то, что отпугнёт любого и не понравится никому?" На что художник ответил: "Вы прекрасно себя описали, и всё это станет портретом воплощения эпохи, портретом, который запечатлеет не внешнюю красоту женщины, а её психологическое состояние".

И Отто Дикс создал "Портрет Сильвии фон Харден", который сейчас находится в Центре Помпиду в Париже и до сих пор вызывает у зрителей и восхищение, и недоумение.

Отто Дикс впервые увидел журналистку Сильвию фон Харден в 1926 году в берлинском кафе "Романишес кафе" (Romanisches Café). Кафе, надо сказать, знаменитое. Здесь бывал весь культурный цвет Берлина того времени. Отто Дикс не был исключением. Здесь он и увидел журналистку Сильвию фон Харден.

Сильвия фон Халле (такова её настоящая фамилия) родилась в 1894 году в Гамбурге, девятым ребёнком в буржуазной семье строгих католиков, где было одиннадцать детей. В 21 год она сбежала в Берлин, где вскоре вошла в круг берлинской богемы, став любовницей поэта Фердинанда Хардекопфа, который был на восемнадцать лет её старше. Сильвия берет псевдоним "фон Харден" - по созвучию с его фамилией. Они были вместе семь лет, в 1922 году она вышла замуж за Феликса Лера.

В 1920-е годы Сильвия ведёт литературные  колонки в толстых журналах, пишет критические заметки, рецензии на фильмы и пьесы, короткую прозу.

Когда Отто Дикс встретил её, Сильвии фон Харден было 32 года, и она была популярна в своих кругах.

Позже она вспоминала: "На протяжении трёх недель я позировала по несколько часов каждый день. Наверное, это не трудно для профессиональной модели, но для меня это было довольно утомительно".

Когда Сильвия впервые увидела свой портрет, реакцией на него были слова: "Странный портрет".

На картине, действительно, странная некрасивая женщина в изломанной позе. Её ноги вызывающе скрещены, в руке сигарета, а на столе бокал с коктейлем. Затуманенный взгляд журналистки одновременно напряжен  и направлен в пустоту.

Все в картине как-то неправильно: вытянутое лицо, изломанная поза, длинные пальцы рук, спущенный чулок, в глазу какой-то несуразный монокль... А ведь не надо забывать, это все еще время шляпок, локонов, горжеток и приталенных платьев. А тут сразу и не поймешь: то ли женщина, то ли мужчина.

Но именно это и хотел показать Отто Дикс - Новую Женщину (Neue Frau). Свободную, независимую, отбросившую все предрассудки.

И не говорите, что это ужасно. Как бы то ни было, её образ: поза, платье, монокль, причёска, аксессуары, сигареты с коктейлем - станут частью массовой культуры, будут многократно воспроизводиться в театральных постановках, фильмах, фотосъёмках для модных журналов, маскарадных костюмах.

Отто Дикс подарил Сильвии фон Харден вечность.