В то время как Соединенные Штаты и Китай готовятся к очередному раунду торговых переговоров, группа американских экспертов по внешней политике напомнила, что различия двух стран не ограничиваются только торговлей. Ранее на этой неделе группа экспертов во главе с некоторыми советниками из администрации Трампа возродили «Комитет по настоящей опасности» (Committee on the Present Danger), призывая к жесткой внешней политике с тем, чтобы бросить вызов «экзистенциальной угрозе», которую представляет Китай под «неправильным управлением» его нынешнего правительства. Реинкарнация комитета эпохи противостояния США и Советского союза, направленного в свое время также на противодействие Китаю, придает достоверность утверждениям Пекина о том, что Вашингтон имеет «менталитет холодной войны».
Заимствуя название института эпохи холодной войны, который был создан и распущен дважды до падения Советского Союза, ораторы во время церемонии его открытия предупредили, что, даже если торговая сделка будет достигнута с Китаем, США «все равно будут сталкиваться с миром боли, в котором Китай будет выкручивать руки». Тонкий намек на конкуренцию между сферами влияния после Второй мировой войны отражает складывающийся в Вашингтоне консенсус о том, что быстро растущее экономическое влияние Китая и сравнительно менее значительная военная экспансия каким-то образом напоминают путь Советского Союза. «Четыре десятилетия назад другой подобный комитет помог Рональду Рейгану победить предыдущее тоталитарное коммунистическое правительство, которое стремилось к уничтожению Соединенных Штатов, – Советский Союз. «Нынешний комитет полон решимости помочь президенту Трампу сделать то же самое в отношении современной китайской опасности», – говорится в заявлении, опубликованном на сайте комитета.
Тон ораторов на мероприятии в понедельник усилил рассказ из Пекина о том, что Вашингтон переполнен «менталитетом холодной войны». Так, заместитель председателя нового комитета и глава Центра политики безопасности Фрэнк Гаффни, предположил, что разногласия США с Китаем «в конечном счете, проистекают из характера коммунистического режима, главным образом из того, что он управляется Китайской коммунистической партией жестко, тоталитарным образом». Некоторые наблюдатели говорят, что этот тип риторики играет на руку китайскому правительству, которое прилагает усилия, чтобы нарисовать политику США как застрявшую в прошлом. Министерство обороны Китая осудило «менталитет холодной войны» Пентагона еще на прошлой неделе, отвечая на показания во время слушаний в Сенате. «Мы требуем, чтобы американская сторона отказалась от менталитета холодной войны, объективно и рационально рассматривала национальную оборону и военное строительство Китая, прекратила делать ложные замечания и приняла конкретные меры по содействию здоровому и стабильному развитию отношений между двумя странами и двумя военными ведомствами», – сказал представитель министерства обороны Китая У Цянь, как сообщает агентство Синьхуа.
Но, несмотря на сигналы вашингтонского истеблишмента, в том числе содержащиеся в новой Стратегии национальной обороны, обнародованной в прошлом году, которая впервые определила Китай как «стратегического конкурента», многие опасаются сравнивать нынешнюю динамику великой державы с динамикой прошлого века. Эльза Кания, специалист по военной модернизации Китая и старший научный сотрудник Центра новой американской безопасности, утверждала в прошлогодней статье, что Вашингтон должен «отказаться от рецептов холодной войны для сдерживания Китая». В лучшем случае, по ее мнению, такой подход сыграл бы на руку пропагандистской машине Китая. Вместо этого Соединенные Штаты должны признать, что стремление Китая к тому, что он описывает как «национальное омоложение», представляет собой вызов, который затмевает холодную войну, как по сложности, так и по своим последствиям. Если бы Соединенные Штаты вернулись к менталитету холодной войны, сосредоточившись, главным образом, на противодействии и сдерживании экономического возрождения и расширения влияния Китая, это могло бы только ускорить возникновение более китайско-ориентированного мирового порядка. В той мере, в какой голоса, подобные тем, которые были услышаны от нового комитета, созданного на этой неделе, уже преобладают в Вашингтоне, представляется слишком поздно избегать такого исхода.