Логотип "Черепашка"
Одно из самых распространенных клейм на целлулоидных игрушках – «черепашка» (штурвальчик, паутинка).
Не путайте нашу черепашку с немецкой черепашкой Шильдкрет – у нее черепаха в профиль, а у нас - «вид свверху».
Так маркировал свои игрушки Котовский завод пластмасс, расположенный в Тамбовской области. Считается, что клеймо "черепашка" вошло в обиход с 60-х гг. До этого, примерно с 30-х годов игрушки шли с клеймом ЗКБ (завод "Красный боевик").
Считается, что клеймо ЗКБ оставалось в использовании до 60-х годов, хотя в 1940-м завод был переименован в честь комбрига Котовского.
ОХК
Клеймо Охтинского химкомбината всегда содержит буквы ОХК. Самый поздний - и самый распространенный вариант:
Более ранние варианты
Но, к сожалению, насколько они "более ранние" - неизвестно.
Медведь на задних лапах
Еще один пороховой завод, который делал игрушки – Шотскинская "Звезда", УССР. Клеймо – медведь на задних лапах.
Визитная карточка этого завода, пожалуй, кукла-пловчиха (хотя мне кажется все-таки, что это мальчик). Огромная игрушка, самая большая из всех целлулоидных, что я держала в руках.
"Дерево", РХК
Клеймо "дерево" или "погремушка" (не знаю, что это на самом деле), а так же буквы РХК - Рошальский завод. Когда какое клеймо использовалось, опять же, данных нет.
Пожалуй, самые известные игрушки этого комбината - Мальвина (Суок (?) и Арлекин.
"Домик в ромбике" и "Два кольца"
Эти логотипы встречаются на игрушках довольно часто. Но точной информации, когда и каким заводам они принадлежали, нет. Аналогичные символы встречаются на банках с бездымным порохом, так что игрушки выпускались на каких-то военных заводах.
Есть версии, что это любо тюменский завод, либо какой-то из Московских.
Важно!!!
Завершая рассказ о распространенных клеймах хочу подчеркнуть:
Во-первых, не все фабрики и не всегда ставили клейма на игрушки. Если на игрушке есть товарный знак – это большая удача.
Во-вторых, по одним и тем же формам могли работать несколько фабрик. И на одинаковых игрушках могут быть разные клейма. Лично у меня в голове от этого полная каша!
В-третьих, существует огромное количество неопознанных торговых марок. Это связано с тем, что многие предприятия были военными, секретными, и их названия и адреса скрывались. Ну а еще, как мне кажется, мы, коллекционеры, недостаточно любопытны и\или слишком ленивы.
Посидели бы побольше в местных библиотеках и архивах и установили бы и клейма, и датировки – и много бы еще чего интересного нашли.