Война и пропаганда. Два страшных слова, которые в симбиозе образуют информационную машину, направленную на привлечение новых рекрутов смерти. Но добавь к ним "комикс" — такое смешное и легкомысленное слово — и вуаля, уже вроде бы не так страшно.
Автор статьи — Снэппер Карр
По определенным причинам принято считать, что Капитан Америка это самый «патриотический» и пропагандистский супергерой. Но он и в подметки не годится тому, что происходило с комиксами о Супермене на протяжении последних 80 лет.
Вторая Мировая
1940 год. США еще не вступила в войну. Однако, в журнале LOOK публикуется двухстраничная история про Супермена вмешивающегося в конфликт. Человек из стали прилетает в Европу и как с шкодливыми детьми расправляется с Гитлером и Сталиным, отдавая их под суд.
1941- 1943. Первопроходец супергеройского жанра на обложках Action Comics противостоит фашистам и помогает американским войскам.
Благородное, казалось бы дело.
Но одних обложек отражающих военные конфликты было недостаточно и в конце каждого номера читателя ждал призыв к покупке марок ради защиты страны.
Начиная с Action Comics #58 милитаристская адженда перешла на новый уровень — призывы к покупкам военных облигаций стали печататься прямо на обложках. Более того, не стесняясь никого и ничего, в комиксах транслировались совсем недостойные супергероев расистские фразы:
На самом фронте комиксы так же активно читались и продвигались. Армия США закупала их в качестве развлекательного и мотивирующего на подвиги чтива.
Я не стану называть точных цифр,чтобы не быть голословным, но зарубежные ресурсы утверждают, что во время Второй мировой уровень продаж комиксов значительно увеличился — примерно до 25 миллионов. Из них более одного миллиона приходилось на комиксы о Супермене.
Учитывая, что целевой аудиторией были молодые военноспособные юноши, стоит ли говорить о том, сколько из них поддержали монетой армию США и сколько отправилось на войну.
«Чертовы гуки».
После окончания Второй Мировой военная пропаганда в комиксах о Супермене чуть-чуть поутихла, но это было лишь временным явлением.
1969 год. Разгар военной кампании во Вьетнаме. В комиксе Superman #216 случается следующий сюжет:
Солдаты забрасывают Daily Planet письмами, в которых просят помочь Супермена во Вьетнаме. Эти письма мотивируют Кларка и Лоис Лейн отправится туда в качестве медперсонала. Главный злодей этой истории — докторша по имени Хан, которая превратила сына американского генерала в монстра «King Cong». Конг, окутанный «чарами» Хан, время от времени терроризирует своих бывших союзников, но благодаря Супермену, все таки вмешавшегося в конфликт, он вспоминает своего отца, своих однополчан и идет крошить «гуков». Комикс заканчивается сценой где Супермен играется с вьетнамскими сиротами.
Внутри истории, получивший звонкий заголовок «Солдат из стали» — прекрасно всё. С точки зрения пропаганды, конечно. Тут и очерненный образ вьетнамцев, использующих ядовитые травы,чтобы переманивать американских солдат на свою сторону. И Супермен, наплевавший на свой нейтралитет. И конечно же невероятное лицемерие, показывающее армию дяди Сэма как добрых повстанцев, тогда как на самом деле тысячи мирных вьетнамцев подвергались пыткам, насилию и убийству со стороны американцев.
Тёмный Рыцарь возвращается
1986 год. Закат «Холодной Войны». DC издает культовый комикс Фрэнка Миллера «Batman: The Dark Knight Returns», где Супермен становится личным боевиком президента Рональда Рейгана и нападает на советские войска.
В DKR Фрэнк Миллер наконец-то поставил жирную точку в дискуссии о военной принадлежности Супермена,открыто показав персонажа вовлеченным в масштабный военный конфликт.
Красный сын криптона
2003 год. Холодная война осталась далеко позади. А до нового противостояния между Россией и США еще более 10 лет. Но Марк Миллар решил всколыхнуть суперменовский канон создав интерпретацию на тему «Что, если бы Супермен вырос в Советском Союзе?»
Новый взгляд на Супермена не только оживил персонажа и привнёс в мир DC новый сеттинг, но и показал Советскую Россию как тоталитарную и агрессивную державу получившую в свое распоряжение «Бога из машины».
На протяжении комикса Супермен превращается из доброго рубахи-парня, служащего на благо страны, в жестокого и бескомпромиссного диктатора.
«Красный сын», кстати попал в топ-10 комиксов о России которые кого-нибудь оскорбят. Забавно, почитайте.
Часы Судного Дня
2018 год. Вы сами все знаете об отношениях России и США на данный момент. Не иначе как вторая «холодная». И в 8 номере комикса «Doomsday Clock» появляется никто иной как Владимир Путин.
По сюжету комикса Фаершторм превращает в стекло толпу людей на Красной площади. Путин считает это террористической атакой, устроенной американским правительством. Супермен обещает Путину, что все разрулит, а Огненный шторм вернет людей обратно к жизни. Но все идёт не по плану и русские военные не поверив американским супергероям устраивают friendly-fire и убивают своих же жителей. Супермен, пытаясь защитить стеклянные статуи, вступает в противостояние с военными, а Фаершторм теряет рассудок и уничтожает всех, кто был поблизости.
Как видите, даже в наше мирное время Супермен продолжает появляться в качестве нерушимого символа американской идеологии.
Можно много спорить и рассуждать о причинах возникновения пропаганды в комиксах. Заказана она правительством или это инициатива издательств. Независимое творческое решение авторов или отражение их идеологии. Все это не столь важно.
Ведь война, как показывает история, война никогда не меняется, а мы — меняемся с каждым новым днём и именно от нас зависит будем мы поддаваться её влиянию или нет.
Всем мир.
Спасибо, что дочитали до конца. Не забудьте подписаться на нашканал, и вступайте в нашу группу ВКонтакте.